Суруктах-Хая
Иллюстрации:
Список литературы:
Л.: Наука, 1972. 272 с.
По р. Мархе, на ее правом берегу, в 100 км к северо-западу от с. Хатын-Тумул находится скала Суруктах-Хая – «писаная скала», представляющая собой изолированный скальный выступ.
В июле-августе 1939 г. был командирован в долину р. Лены, между селами Мархой и Покровским, а также на ее притоки – реки Марху и Синюю (Сиинэ) Институтом языка и культуры при СНК Якутской АССР местный этнограф А.А. Саввин, который должен был проверить на месте собранные институтом сведения о писаницах, расположенных по берегам Лены между селами Олекминским и Покровским, и в долинах некоторых притоков Лены, впадающих в нее на этом участке. А.А. Саввин весьма тщательно проверил собранные ранее расспросные данные, зарегистрировал ряд новых местонахождений писаниц и записал относящиеся к ним ценные фольклорные материалы. Всего А.А. Саввин, по его подсчетам, в пути «пробыл 40 дней и прошел за это время 1271 км…». В числе других писаниц он посетил и описал и Суруктах-Хая по р. Мархе. В следующем 1940 г. на Лене начала свои работы Ленская Историко-археологическая экспедиция под руководством А.П. Окладникова. В 1941 г. работы экспедиции были продолжены на участке ленской долины от Качуга до Якутска. Среди обследованных археологических памятников видное место заняли наскальные изображения, в том числе была скопирована и позднее опубликована священная скала Суруктах-Хая на р. Мархе.
Памятник представляет собой в отличие от обычных ленских скал не стену известнякового обрыва, а изолированный скальный выступ – скалу на правом берегу Мархи. И только в 100-150 м ниже по р. Мархе есть еще два изолированных столба, грозящих обвалом. Общая форма скалы напоминает башню. Со стороны, обращенной к р. Мархе, скала образует совершенно отвесную и гладкую плоскость. Это ее основной, парадный фасад. Вторая такая же плоскость, но меньшего размера, находится на юго-восточной части скалы. Обе плоскости покрыты рисунками. Уже издали, поднимаясь снизу вверх по реке, можно видеть большое густо-красное пятно, разгорающееся под лучами солнца на белом фоне скалы. Рассказывают даже, что иногда «вся скала» бывает красной или была такой «в прежнее время, когда и знаков было больше и сами они были яснее». Именно эта одиночная скала и являлась центром культа охотников. Рисунки выполнены красной минеральной краской, которая ярко выделяется на желтовато-белом фоне известняка.
Прорисовки: Окладников А.П., Запорожская В.Д.
Материал подготовлен Мухаревой А.Н.
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет
Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru