Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Чукотка

Список литературы:

Дэвлет Е.Г.

Петроглифы Пегтымеля: застывший миф

// Чукотка в прошлом и настоящем. М.: Научно-информационный издательский центр, 2009. С. 258–267. (Наследие народов Российской Федерации; вып. 11).

Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н.

Новейшие полевые исследования петроглифов Чукотки

Вестник РГНФ. 2009. № 3 (56). С. 213–223.

Петроглифы Пегтымеля

2007.СПб.: ЗАО «Антарсат»

На северо-востоке Азиатского континента, на Чукотке, своеобразные и самобытные наскальные изображения находятся в зоне тундры на прибрежных скалах р. Пегтымель. Они были исследованы и опубликованы Н.Н. Диковым в трех пунктах, в последние годы количество выявленных изображений существенно увеличилось. Недалеко от скал с петроглифами на краю обрыва были обнаружены стоянки древних охотников и пещера, содержащая культурные остатки. Стены пещеры были покрыты изображениями. Н.Н. Диков датировал петроглифы Пегтымеля периодом от конца I тысячелетия до н.э. до второй половины I тысячелетия н.э.

Сюжеты петроглифов довольно устойчивы. Преобладают фигуры северных оленей с узкими мордами и характерными очертаниями линий рогов. Значительно реже встречаются изображения других животных, среди которых можно узнать белых медведей, песцов, волков, обнаружены также рисунки водоплавающих птиц. Представлены морские животные – киты, касатки, лахтаки, каланы. В сценах охоты нередко присутствуют собаки, которые загоняли оленей в воду. Изображения лодок имеют различные очертания. В них можно узнать одноместные быстроходные каяки – лодки, обтянутые со всех сторон кожей с люком для гребца. Встречаются многоместные лодки с высокими носами, иногда в виде голов животных. Гребцы, сидящие в них, показаны то относительно натуралистично, то предельно схематично, в виде вертикальных черточек. На носу двух лодок-байдар удается различить фигуры гарпунеров. Наряду с одиночными фигурами животных, древний художник наносил на скалы сложные композиции. Характерны сцены морской охоты на китов, нерп, белух и других морских животных. Чаще других повторяется следующая композиция. Оленя, изображенного так, будто он плывет по воде (с задними ногами, опущенными ниже передних), преследует гарпунер в лодке. Оружие, которым охотник поражает добычу, – именно гарпун, а не копье или рогатина, поскольку в подавляющем большинстве случаев на поверхности скалы бывает обозначена линия в виде плавной дуги, идущая от человека к животному. Следовательно, это не прямое древко копья, а ремень гарпуна, вонзившегося в тело жертвы. При реальной охоте древний человек, возможно, применял поворотный гарпун с так называемым крылатым предметом на конце древка.

Наиболее своеобразный сюжет пегтымельских петроглифов – это антропоморфные фигуры мужского и женского пола в огромных грибообразных шляпах, одиночные или входящие в композиции. Почти все изображения человечков представлены в фас, часть из них – в позе, напоминающей пляску. Гриб иногда находится над головой или на голове антропоморфной фигуры, иногда заменяет голову. Встречаются изображения гриба с руками, с двойными и даже тройными шляпками, расположенными одна над другой.

Среди наскальных изображений Азиатского материка петроглифы Пегтымеля представляют собой самую северную, ярко выраженную самостоятельную группу.

Материал подготовлен: Дэвлет Е.Г.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Институт археологии Российской академии наук paleoartlab@gmail.com