Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Верхняя Лена

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Беднарик Р., Дэвлет Е.Г.

Консервация памятников наскального искусства Верхней Лены

1993. // Памятники наскального искусства. М., с.7–24.

Окладников А.П.

Конь и знамя на Ленских писаницах

// Тюркологический сборник - №1 - 1995. С. 144-154.

А.П. Окладников, В.Д. Запорожская

Ленские писаницы. Наскальные рисунки у деревни Шишкино

- М.;Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. С.198.

Окладников А.П.

Петроглифы Верхней Лены.

1977. Л.

Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы международной научной конференции. Том 1.

- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. 284 с. (Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. VIII.)

В бассейне верхней Лены, рек Тальмы и Куленги документированы многочисленные памятники наскального искусства.

Самое крупное скопление локализовано на скалах у деревни Шишкино. Некоторые фигуры этого комплекса предположительно были датированы эпохой камня, среди них наиболее крупное – изображение лошади почти в натуральную величину. У животного тяжелое, грузное туловище прямоугольных очертаний, отвислое брюхо, относительно небольшая голова, короткая, горбоносая морда, пышный широкий хвост. Рядом на той же плоскости, но несколько ниже по вертикали, находится другая крупная фигура лошади, сходная с первой по очертаниям, но меньших размеров. Третье изображение – бык с мощным массивным туловищем подпрямоугольной формы, с выпуклым брюхом, короткими ногами, широкой тупой мордой, прямым длинным хвостом. Дикие лошади и дикие быки были характерными представителями фауны позднеледникового периода. Древний художник стремился реалистически воспроизвести образ реальных диких обитателей средней Лены. Он пытался даже размеры животного предать в соответствии с их действительной величиной. Такой способ подачи фигуры является характерной чертой палеолитической живописи. Концом эпохи палеолита датировал эти наскальные изображения, а также фигуру «носорога» с р. Тальмы А.П. Окладников. Хронологическая принадлежность верхнеленских изображений остается дискуссионной.

Значительный пласт изображений на скалах верхней Лены представляет фигуры лосей, самок и самцов. Парные образы связаны, по мнению А.П. Окладникова, с культом плодородия и размножения животных. Встречаются сложные многофигурные композиции, в том числе сцены охоты на лосей. Чудовище с раскрытой пастью, перед которой находится солярный символ, изображено на Шишкинской писанице.

В зоне тайги Северной Азии широко известны петроглифы позднего времени от эпохи средневековья до этнографической современности. Особенно мощный пласт средневековых наскальных изображений выделяется на верхней Лене. Классические курыканские петроглифы второй половины I тысячелетия н.э. выполнены в технике вытирания рисунка по песчанику. Эта техника с течением времени сменяется резной, когда контуры изображения наносились тонкими резными штрихами.

Среди сюжетов курыканских петроглифов преобладают фигуры лошадей и всадников. Встречаются изображения верблюдов, волков, косуль, птиц, сцены охоты на лося и благородного оленя-марала. Кони – излюбленный сюжет курыканских художников – имеют своеобразный облик. Они показаны высокими, поджарыми, с маленькой удлиненной горбоносой головой, круто выгнутой шеей, мускулистой грудью, с несоразмерно длинным узким туловищем, тонкими стройными ногами. Наряду с высокопородными конями на скалах изображались лошади другой породы – малорослой. Они приземисты, с короткой шеей и крупной головой. Коней курыканских писаниц украшает пышный убор. На голове показан начельник в виде султана из перьев или волос, с узды свисает подшейная кисть. Конские гривы выстрижены в форме зубцов. Фигура всадника, с точки зрения современного человека, бывает непропорционально мала в сравнении с лошадью. На Шишкинских скалах всадники представлены без головных уборов, в костюмах, напоминающих кафтан, перехваченный поясом. Иногда они держат в руке древко копья, иногда знамя в виде прямоугольника на длинном прямом древке. Пешие воины изображались в кафтанах и длиннополых халатах. Батальные сцены отражают подвиги героизированных предков – воинов и охотников.

Большой пласт изображений относится ко времени, когда на Лене появились русские землепроходцы и к периоду этнографической современности. На скалах появляются такие сюжеты как изображения храмов, огнестрельного оружия и т.п.

В последние годы представления о памятниках наскального искусства Верхней Лены существенно дополнены, благодаря исследованиям Л. Мельниковой и В. Николаева.

Фото: Миклашевич Е.А.

Прорисовки по Окладникову А.П.
Материал подготовлен Дэвлет Е.Г.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru