Степное Забайкалье
Иллюстрации:
Список литературы:
Древнее наскальное искусство Бурятии: новые памятники
Новосибирск: Наука, 1990. 208 с.
Петроглифы Забайкалья. Часть 2
Л.: Наука, 1970. 262 с.
Петроглифы Забайкалья. Часть 1
Л.: Наука, 1969. 219 с.
Особая область с характерными наскальными изображениями — красочными писаницами, представляющая собой самобытный очаг древнего искусства, охватывает отчасти степное Забайкалье и центральноазиатский регион — лесостепную и степную зоны северо-восточной Монголии. Западная граница проходит через Хубсугульский и Булганский аймаки в Монголии, восточная — смыкается с ареалом таежных писаниц Приамурья. На этой обширной территории в восточном ареале культуры плиточных могил (так называемая культура плиточных могил эпохи бронзы — раннего железа представлена погребальными сооружениями в виде оград из плит, врытых на ребро, давших название этой археологической культуре) получили распространение писаницы, выполненные минеральной краской — охрой, со специфическими сюжетами, устойчивыми, единообразно повторяющимися композициями, с выдержанным единством стиля. Наскальные изображения этого региона, изучение которых насчитывает два с половиной столетия, наиболее полно зафиксированы и интерпретированы А.П. Окладниковым, а в последнее время А.В. Тиваненко (Окладников, Запорожская, 1969; они же, 1970; Окладников, 1981; Мазин, 1986; Тиваненко, 1990).
При анализе сюжетов петроглифов этой особой области наскального искусства в первую очередь обращают на себя внимание такие традиционные изображения как “ограды” или “дворы”, имеющие различные очертания квадратной, прямоугольной, округлой или овальной формы. Внутри они бывают заполнены круглыми и удлиненными пятнами-точками, расположенными правильными рядами или рассеянными в беспорядке, которые комбинируются с антропоморфными фигурами.
Антропоморфные персонажи внутри каждой ограды одинакового вида и размеров бывают представлены, как правило, фронтально, строго в фас, с туловищем в виде прямой полосы, со слегка разведенными в стороны руками, с ногами в виде развилок. Туловище и конечности наносились линией одинаковой ширины. Иногда обозначался признак мужского пола. Фигурки группировались горизонтальными рядами, причем руки человечков бывают соединены между собой, люди показаны как бы в ритуальном танце. Иногда подобные хороводы людей располагались в несколько ярусов. Часто антропоморфные фигурки находятся за пределами оградок, но в сочетании с ними. В одном случае фигурка человечка внутри оградки значительно превышала размерами остальные и была прорисована более тщательно и детально: у данного персонажа были обозначены пальцы рук, ступни ног, признак мужского пола.
Непосредственно над оградами обычно бывают изображены птицы. Птицы показаны с распростертыми в полете крыльями, как бы парящими в воздухе. Различия между ними состоят в форме крыльев, хвоста и головы. Вероятно, на скалах были представлены различные хищные птицы: орлы, соколы, ястребы. Они составляли с оградами единые по замыслу композиции. В одном случае птица находится внутри оградки и ее крылья как бы образуют верхнюю часть оградки. Имеются две оградки-”личины” в виде фигуры птицы, обрамленной концентрическими яйцевидными овалами линий и пятен. Животные на красочных писаницах изображались редко. Это, прежде всего, лошади, иногда олени, лоси, собаки. Встречаются хищники с хвостами, загнутыми вперед и вверх. Традиционный элемент наскальных изображений составляют пятна-точки, которые встречаются и вне контуров оград, но в сочетании с ними. Такие красочные писаницы создавались во второй половине II—I тысячелетиях до н.э.
Строго определенный, стандартный набор фигур в композициях является показателем того, что наскальные изображения были связаны с устойчиво сложившимися и господствующими в среде древнего населения идеологическими представлениями и отражающими их культами и обрядами. Около писаниц зачастую встречаются жертвенники. Расшифровка идейного содержания писаниц, их семантики основывается на привлечении параллелей из области этнографии скотоводческо-земледельческих народов Северной и Центральной Азии. Главная идея, заложенная в наскальных изображениях рассматриваемого региона, — это стремление обеспечить плодородие людей и животных, добыть таким путем счастье и благополучие первобытному коллективу. Оградки символизируют, по всей вероятности, сам коллектив, а фигурки человечков внутри них, наряду с пятнами-точками внутреннего заполнения оград, — членов этого коллектива. Антропоморфные фигурки могли также изображать духов-предков, покровителей рода. Пятна-точки, возможно, обозначали также самое ценное достояние членов первобытной общины — их скот, в первую очередь, лошадей, изображения которых чаще чем фигуры других животных встречаются в композициях. Видимо, закономерно на древних писаницах присутствуют изображения крестов и птиц, связанных с представлениями о небе, о добрых силах Вселенной. В последнее время в науке утвердилась точка зрения о связи этих своеобразных красочных рисунков с ареалом культуры плиточных могил и монголоидным типом древнего населения.
Прорисовки: Запорожская В.Д., Окладников А.П.
Фото: Ершова Г.Г.
Материал подготовлен: Дэвлет Е.Г.
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет
Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru