Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Хербис

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

На южных склонах горы Хербис, у подножия которой находится могильник Суглуг-Хем II, в 1988 году были обнаружены наскальные изображения. Данное местонахождение петроглифов мы назвали «Хербис» (первоначально в отчете было название «Хербис-Даш», что по-тувински означает «гора Хербис»). Петроглифы здесь находятся на отдельных выступах скал, расположенных грядами, составляющих несколько ярусы. Гряды тянутся вдоль долины, где расположен могильник Суглуг-Хем, с востока на запад. Сложены скалы мелкозернистыми песчаниками. Каждый отдельный выступ скалы с рисунками мы обозначили как отдельную группу. Первоначально было выделено 20 групп, но в процессе тщательного обследования памятника были найдены еще отдельные группы изображения, которые мы обозначали номером близлежащей группы и латинской буквой (например, 1а, 4a, 4b, 4c, 8a). Таким образом, всего было обследовано 25 групп рисунков. Все плоскости с изображениями вертикальные, обращены на юг, покрыты в разной степени блестящей или матовой коркой загара темно-коричневого или коричневато-рыжего цвета. Поверхность в основном относительно ровная. Фигуры выбиты в точечной технике. Обычно выбивка сплошная и довольно глубокая. Сохранность петроглифов местами плохая, так как скальные поверхности разрушаются, отслаиваются и трескаются. Некоторые  скальные поверхности имели трещины еще в древности, когда наносились рисунки. Древние «мастера» использовали эти трещины для ограничения плоскости изображения, или для разделения изобразительного поля на части.

Нижний ярус изображений находится на гряде скальных выступов на уровне 15 м (нулевая линия проходит по дороге Эрбек-Баян-Кол). В него входят группы 1-9. Отсчет групп идет справа налево.

На скалах горы Хербис, у подножия которой были изучены два могильника – Суглуг-Хем 1 и II, нами было зафиксировано 140 изображений, относящихся к различным историческим эпохам (Семенов, 2003).

Наиболее ранними петроглифами может считаться личина из группы 11 и большая композиция из группы 6. Личина напоминает известные в Туве изображения на скалах  Верхнего Енисея (Мугур-Саргол, Алды-Мозага и др.), Бижиктиг-Хая, а особенно близкой аналогией может считаться  валун с четырьмя личинами из могильника Догэ-Баары в низовьях Бий-Хема.  У изображения с горы Хербис также показаны рога, небольшой выступ под подбородком, очень близка манера выбивки и стиль рисунка. Интересно, что на хербиских скалах личина была четко вписана в контур чашевидного углубления, она как бы неразрывно сливается с камнем. Создается впечатление, что перед нами «лицо скалы». Такая иллюзия усиливается еще и тем, что лик нанесен на уровне человеческого роста. Оставлено изображение, возможно, носителями окуневских традиций, которые доживают в Туве до раннескифского времени (Килуновская, 1995, с.60-63; Чугунов, 1997, с.237-239).

Очень близкое по стилю и технике выбивки изображение личины было найдено нами в 1990 г. на скальном гребне над могильником Ангор-Хову, недалеко от могильника Суглуг-Хем (в 1,5 км к востоку), на западной оконечности хребта Чарга. Здесь личина выбита на небольшой, невысокой скале, обращенной на юг, покрытой красно-коричневой коркой загара. Размеры 16х12 см. Сделана также очень схематично и отдельными выбитыми точками. У этой личины очень характерно изображены глаз – круглыми точками, и носа и бровей, которые сливаются и образуют Т-образную фигуру. Линия бровей, носа и рта параллельны друг другу и делят личину на три части, что также характерно для личин окуневской культуры.

В группе 6 представлены рисунки, которые можно связать с варчинской или карасукской традицией эпохи поздней бронзы (рис.38, фото 29). По углам изобразительную плоскость  фланкируют четыре крупных фигур козлов, выполненных в линейно-силуэтной манере. Центральную часть композиции занимают бегущие вверх олени, навстречу которым вниз идет лошадь. Все фигуры сделаны в той же геометризованной манере. Над ними расположены две идущие навстречу друг другу собаки. Расположение фигур попарно и их предельно схематичное воспроизведение полностью соответствуют карасукской традиции, которую впервые выделил Б.Н. Пяткин (1977, с.62) и назвал варчинской Н.Леонтьев (1980, с.72). И.В. Ковтун относит изображения, подобные фигурам с г.Хербис, к линейной группе варчинского стиля, которую датирует эпохой поздней бронзы, определяя довольно широкий ареал распространения этой изобразительной традиции (Ковтун, 2001, с.73).

В Туве также был выделен пласт петроглифов карасукского времени, но в основном  к нему относились изображения колесниц. Однако рисунки животных в этом стиле встречаются и на скалах Верхнего Енисея, и в долине Хемчика (например, на горе Шанчиг) и в других местах. В группе 6 на горе Хербис представлены и животные выполненные в варчинском стиле, но в линейно-силуэтной или условно-реалистической (по Леонтьеву) манере. Совершенно им по технике и манере является фигура оленя, которая находится в центре композиции. У нее туловище, морда, ухо переданы более реалистично, а четыре ноги показаны в движении, они чуть присогнуты в коленях, четко выделены коленные суставы. Рога высоко подняты вверх, как у схематичных оленей, но опять же переданы более реалистично. Аналогичное изображения оленя представлено в группе 19. А подобное изображение ног наблюдается у фигуры лошади в группе 9, хотя тело, шея, хвост у нее сделаны в манере линейной группы варчинской традиции. Таким образом эти изображения соотносятся как с ранним вариантом скифского стиля, так и карасукским, а также находят аналогии в томской группе петроглифов  (см. Ковтун, 2001, табл.44), и могут датироваться переходным временем от эпохи бронзы к железу.

Довольно большим количеством рисунков представлен на горе Хербис раннескифский пласт изображений. Особенно интересны фигуры козлов с удлиненными мордами в скачущей позе в группах 1, 4b, 4а, 12 и 7. Они очень похожи между собой – удлиненные морды, круглый глаз, небольшое поджарое туловище, листовидное ухо, высоко поднятый серповидный рог, укороченная передняя нога и длинная задняя. Все они выбиты под углом к плоскости так, что создается впечатление движения вверх. Причем выбивка очень плотная с предварительной разметкой контура и последующей прошлифовкой. Точных аналогий таким фигурам нет. Они характерны только для петроглифов горы Хербис. Но манера их исполнения очень близка рисункам выполненным на оленных камнях и среди петроглифов монголо-забайкальского стиля, особенно это выражается в своеобразно переданной удлиненной («клювовидной») морде и подчеркнутом движении вверх. В группе 1 под таким «скачущим» козлом абсолютно в той же технике, с похожими серповидными рогами выбит другой козел, но он двигается горизонтально плоскости в противоположном направлении. Причем это горизонтальное движение подчеркнуто удлиненным массивным туловищем, слегка присогнутыми ногами, опущенной вниз овальной мордой. За ним следует хищник, скорей всего собака, с длинным хвостом и большими ушами. Подобный хищник выбит в верхней части плоскости над «скачущим» козлом, но обращен мордой тоже в другую сторону. То есть перед нами композиция, которая, безусловно, несет какую-то семантическую нагрузку. Фигура козла из группы 7 отличается от предыдущих фигур необыкновенным изяществом и тщательностью исполнения, но ноги у нее одинаковой длины, хотя на плоскости она выбита также под углом вверх. Она находит многочисленные аналогии среди фигур животных (козлов, оленей и коней) на скалах Тувы и Монголии.

В монголо-забайкальском стиле выбита и фигура коня из группы 14 – удлиненные пропорции, «клювовидная» морда, округлый глаз, подогнутые ноги, размещение на плоскости под углом вверх. Над лошадью выбит хищник с большими ушами и длинным хвостом, а над хищником козел в скифской манере. Такое вертикальное построение композиции, которое здесь еще подчеркивается удлиненность самого камня и вертикальными глубокими трещинами, которые с двух сторон ограничивают изобразительную плоскость характерно для оленных камней. Датировка таких изображений раннескифским временем подтверждается аналогичными изображениями животных, которые были выбита на камнях, найденных в каменной конструкции кургана Улуг-Хорум, который соотносится как с курганами монгун-тайгинского, так и аржанского типов.

К петроглифам раннескифского времени аржанского типа, для которого характерно более реалистичное исполнение, можно отнести фигуры оленей из группы 5 и козла из группы 4b. Эти фигуры выполнены контурной глубокой линией. Олени представлены в традиционных скифских позах – стоящими на цыпочках и с подогнутыми под брюхо ногами. На крупе и на теле у них показаны завитки, поперечные линии, характерные для раннескифских изображений. Поднятая вверх морда (животные «как бы трубят»), выступающий над линией лба глаз, листовидное ухо, треугольный выступ на спине и длинный ветвистый рог с серповидными отростками, поджарый корпус, ноги с проработанными копытами – все эти признаки характеризуют оленей в раннескифское время – 8-6 в.в. до н.э. (Килуновская, 1984, с.271-272). В подобной манере выбита и фигурка козла в группе 4b. Такие рисунки могут быть отнесены к первому – аржанскому изобразительному комплексу, выделенному нами на основании сопоставления изображений на оленных камнях, на скалах и предметах для искусства скифского времени Тувы (Килуновская, 1994). Наиболее ранним из известных нами памятников наскального искусства является скала, найденная на р.Бегире. На этой скале в характерной контурной манере воспроизведены изображения животных, всадника, а также представлено оружие и другие атрибуты, которые обычно встречаются на оленных камнях раннескифского времени.

В группе 5 на горе Хербис кроме фигур оленя выбиты четыре фигуры козлов. Они сделаны более грубо и небрежно. Они даже больше напоминают изображения на скале с р.Бегире. Козлы следуют друг за другом попарно, горизонтально плоскости с изображениями и в направлении «загадочной» геометрической фигуры, которую мы интерпретируем как загон. Подобные фигуры известны среди петроглифов Мугур-Саргола. Очень интересные аналогии такой конструкции имеются  в петроглифах Монголии, в местонахождении Цагаан-Салаа  и Бага-Ойгур (Jacobson, Kubarev, 2001).

На горе Хербис представлены также рисунки более позднего времени, выполненные в таштыкском стиле, в позе «размашистой рыси». Это фигуры козлов из групп 3 и 10, схематичные тамгообразные фигуры кыргызского времени  – группа 10 и др., а также этнографические гравировки деревьев, жилищ и животных, выполненные тувинцами. Процарапанные металлическим предметом изображения деревьев характерны для рисунков Тувы, Монголии и Хакасии и связаны с шаманские культами, в которых деревья, в особенности лиственница, были связана с различными мифологическими представлениями.

Наличие на скалах горы Хербис петроглифов различных исторических эпох – поздней бронзы, скифской, гунно-сарматской, средневековья, подтверждает связь их с создателями могильников Суглуг-Хем 1 и II, расположенных у подножия горы. На могильниках также представлены памятники этих периодов – курганы и выкладки монгун-тайгинского  типа и алды-бельской культуры, срубы и склепы позднего этапа саглынской культуры, кыргызские памятники. Курганы кыргызского типа расположены и между скальными грядами на самой горе Хербис. Склоны горы могли служить местом наблюдения за пасущимся скотом, за передвижениями по долине, местом поклонения духам. На вершине Хербиса тувинцы воздвигли обо – каменную пирамидку в честь самого духа горы.

Фото: Миклашевич Е.А.

Материал подготовлен: Миклашевич Е.А.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru