Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Река Томь

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Ковтун И.В.

Письмагора (История открытия и исследований: 1630-1956 гг.)

Кемерово: АЗИЯ-ПРИНТ, 2013. 159 с.

Мартынов А.

Томская писаница

Кемерово: Летопись, 2001. 103 с.

Окладников А.П., Мартынов А.И.

Сокровища Томских писаниц: Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы

М.: Искусство, 1972. 255 с.

Мартынов А.И.

Лодки – в страну предков

- Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1996. - 36 с.

Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы международной научной конференции. Том 1.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. 195 с. (Труды Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. VIII.)

Наскальные изображения р. Томи, правого притока великой сибирской реки Оби — особая область наскального искусства. Писаницы находятся ниже по течению от г. Кемерово в нескольких пунктах. Первой была открыта Томская писаница, которую с научной целью обследовала в первой четверти XVIII в. академическая экспедиция, затем в начале XX в. Тутальская, в 1967 г. Новоромановские писаные камни. В 1991 г. были открыты наскальные изображения Висящего камня (Мартынов, 1966; Окладников, Мартынов, 1972; Ковтун, 1993).

Наибольшую известность получила Томская писаница. Она находится на правом берегу р. Томи близ впадения в нее р. Писаной. В этом месте скалы далеко выступают вперед. Петроглифы расположены компактно на обращенных к реке гладких поверхностях скальных глыб. У основания скал имеется горизонтальная площадка. Ниже по течению в устье р. Долгой находятся Новоромановские писаные камни, в период половодья заливаемые водой. В полутора километрах ниже расположен Висящий камень. Тутальская писаница — на последнем каменистом утесе вниз по течению Томи на высоте до 40 м.

Комплекс Томской писаницы состоит из семи плоскостей с изображениями, покрытых коркой черного пустынного загара. Новоромановские писаные камни — всего пять камней, Висящий камень — свыше 30 изображений, Тутальская — на двух плоскостях.

На Тутальской писанице обнаружены выполненные охрой рисунки плохой сохранности, среди них выделяется огромная фигура животного, вероятно, лошади. Надо полагать, что это изображение наиболее древнее.

Наскальные изображения Томской писаницы объединены в композиции или группы. Сохранилось около 280 выбитых, вырезанных, прошлифованных, прочерченных фигур. Абрис изображений бывает обозначен глубоким желобком. Преобладают зооморфные сюжеты: в подавляющем большинстве это лоси, реже олени, медведи, лань, собаки. У лосей короткое массивное туловище, мощная передняя часть и узкий сухой круп. Ноги тонкие длинные иногда с раздвоенными копытами раскинуты в беге, причем часто задняя заходит за переднюю. Выделены утолщение нависающей верхней губы, расщелина рта и миндалевидный глаз. На шее обозначена “серьга”. Глаза не выбивались, а обозначались сохраненной скальной коркой. У некоторых животных шею и грудь покрывают поперечные линии — ”ребра”, реже штриховка. Бывает обозначена аорта и сердце зверя. Это так называемый скелетный, или рентгеновский стиль. Фигуры контурные и силуэтные, часто эти два приема сочетаются в одном изображении, когда голова животного выбивалась сплошь, а туловище по контуру.

Фигуры животных в значительной части чрезвычайно динамичны. Стремясь передать движение, древний мастер расположил их на скале не горизонтально, а по наклонной, как бы приподняв переднюю часть туловища. Ноги легко раскинуты в беге, причем задняя часть заходит за переднюю. Создается иллюзия того, что животные бегут слева направо и поднимаются по скалам вверх. Наблюдается попытка отойти от традиционной манеры и показать лося, оглядывающимся в беге, однако такая фигура получилась неуклюжей и уродливой. Выразительно изображение умирающего лося с торчащим из спины дротиком, припавшего на задние ноги. Его голова запрокинута вверх, пасть разинута, так древний мастер пытался передать предсмертный рев зверя. Другой лось передней ногой попал в петлю, он тоже запрокинул голову и раскрыл пасть.

Образы животных отличаются точностью трактовки, передают наиболее важные, существенные признаки. Фигуры натуралистичны, хотя и подчинены строгим стилистическим канонам. Они монументальны, жизненны. Предельно точно переданы пропорции и особенности тела животных. С течением времени фигуры становятся все более условными, утрачивают индивидуальный характер, на смену реалистическому приходит абстрактно-схематический стиль, характеризующийся лаконичностью форм, предельной четкостью рисунка. В плоскостном изображении прослеживается еле уловимая объемность, достигавшаяся путем намеренного углубления тех частей контура, которые надо было показать более выпукло, или специального расширения контурной линии там, где надо было подчеркнуть массивность фигуры. Моделировка отдельных элементов приобретает универсальный характер. Древний художник умел передать не только облик животного и движение, он приближается к передаче внутреннего состояния, настроения, настороженности или отчаяния зверя, пораженного охотником.

На Тутальской писанице у лосей непомерно длинная, вытянутая вперед шея, изящная узкая голова, реалистически переданы общие очертания животного, характерный горб на спине, стройные длинные ноги, заканчиваются раздвоенными копытами, показан подшейный клок, или “серьга”. Контурной линией обозначен абрис, иногда внутри него голова забита полностью, то есть скальная корка удалена. Она оставлена только для выделения овала глаз и нависающей в виде петли верхней губы. Бывают переданы силуэтом и другие части тела. Часто наблюдается поперечная штриховка шеи и продольная “линия жизни”, идущая от головы до области сердца, которое изображается в виде овала на конце линии. Характерна проработка копыт. В целом фигуры лосей имеют единообразный универсальный характер. Прослеживается композиционная связь. На Висящем камне характерной особенностью лосей является манера изображения животных с соприкасающимися или перекрещивающимися в беге ногами, у них неестественно вытянутая шея, на корпусе выделен уступ “горба”. Встречается орнаментация шеи и груди горизонтальной штриховкой, гипертрофированный вертикальный уступ лба. Наблюдается тенденция к геометризации корпуса животного, пропорции нарушены. Характерно композиционное сочетание изображений лосей и личин.

На Новоромановских писаных камнях фигуры животных в большинстве своем неуклюжи и коротконоги, статичны, пропорции нарушены. Наблюдается тенденция к геометризации корпуса животных, декоративность внутреннего заполнения. Первобытный реализм, свойственный Томской и Тутальской писаницам, на данном памятнике утрачивается, вырождается, нет строгих стилистических канонов.

С большим художественным мастерством изображены на Томской писанице птицы: сова, журавль, утки. Оперение совы, представленной в фас, передано в виде мелких треугольных выбоин. Журавль изображен в профиль. У него длинный тонкий нос, чуть согнутые в коленях ноги, изогнутая шея, волнистая линия спины, передающая оперение. Одна из уток представлена в момент взлета, у нее вытянутая шея, приподнятое туловище и вскинутые крылья.

На Томской писанице встречаются антропоморфные фигуры, личины-маски, отдельные изображения лодок, солярных символов, охотничьих загонов, окружности и концентрические окружности с углублениями в центре, круги с радиально расходящимися линиями, овалы с внутренней штриховкой, знак в виде циркуля и др. Основная группа древних изображений Томской писаницы расположена в верхней части скалы. Верхний карниз был композиционным центром всего святилища. Представлены сцены охоты с собакой. Большая группа изображений посвящена сценам размножения животных, иногда в этом акте участвует и антропоморфное существо. Уникальная сцена оплодотворения лосиной самки человечком с колотушкой в руке. Изображения личин, по всей вероятности, связаны с культом предков. Видимо, культам предков, плодородия были посвящены ритуалы, совершавшиеся на площадке у подножия скалы с петроглифами.

На Висящем камне преобладают личины округлой и сердцевидной формы, особенность данного местонахождения состоит в наличии рогатых личин. Среди антропоморфных изображений выделяется фигура человечка, ведущего за собой на поводу лося, которая находит соответствие в материалах Томских писаниц.

На Новоромановских писаных камнях имеется несколько антропоморфных образов, из них одна фигура представлена в позе адорации, одна личина, свыше полутора десятков лодок с гребцами. Знаки солярные, в виде окружности, очковидный.

На Тутальской писанице имеется одна антропоморфная фигура птицеголового человечка с ногами и головой в профиль, туловищем в фас, руки разведены в стороны и согнуты в локтях.

Датировка: от эпохи камня до раннего железного века.

Фото: Миклашевич Е.А.

Материал подготовлен: Дэвлет Е.Г.

Научно-популярный фильм “Каменные образы бронзового века” (автор И.В. Ковтун)




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru