
















Тува
Иллюстрации:

Список литературы:
Каменный “компас” в Саянском каньоне Енисея
М.: Научный мир, 2004. 88 с.
Мозага-Комужап – памятник наскального искусства в зоне затопления Саянской ГЭС
М.: ООО АКП АКФЕСТ, 2009. 216 с.
Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага)
М.: Памятники исторической мысли, 1998. 286 с.
Петроглифы Тувы I. Проблема датировки и интерпретации, этнографические традиции
// СМАЭ. Т. 17. М.;Л., 1957. С. 385–428.
Вопросы изучения петроглифов Тувы
// Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980. С. 119–123.
Петроглифы Тувы II. Публикация комплексов, обнаруженных в 1955 г.
// СМАЭ. Т. 18. Л., 1958. С. 339–384.
Листы каменной книги Улуг-Хема
Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1990. 119 с.
Ancient sanctuaries in Tuva and the origin of shamanism
// Spellbound by the shaman. Shamanism in Tuva. Antwerp, 1997. P. 36–51.
Александр Васильевич Адрианов (к 150-летию со дня рождения)
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 68 с.
М.: Наука, 1980. 280 с.
М., 1982.
Петроглифы Тувы, или бассейна верхнего Енисея, при всем своеобразии, имеют много общих черт с наскальным искусством соседних регионов. Тувинская котловина расположена на перекрестке сухопутных и водных путей, в то же время, она достаточно изолирована, отгорожена горными хребтами. Поэтому здесь интенсивно развивались местные художественные традиции и одновременно пересекались и смыкались традиции Востока и Запада. Как и в других центральноазиатских регионах на верхнем Енисее в искусстве петроглифов преобладает образ горного козла. На скалах выбиты отдельные, изолированные друг от друга фигуры этого животного и значительные их скопления, композиционно связанные. Нередко они сочетаются с другими изображениями – антропоморфными, зооморфными, знаковыми.
Наскальные рисунки, которые можно было бы с достаточной степенью надежности датировать эпохой камня, на верхнем Енисее пока не выделены. Наиболее яркие и ценные в научном отношении петроглифы датированы эпохой бронзы. Среди наскальных святилищ этого времени, по-видимому, стадиально наиболее раннее – у подножия горы Бижиктиг-Хая в долине р. Хемчик. Петроглифы находятся около ниши естественного происхождения. В точечной технике выбиты изображения быков, в том числе «отмеченных», туловище которых покрыто орнаментальным узором, комолых и с вьюками или паланкинами на спинах. Встречаются фигуры козлов, собак и др. животных изображения птиц, из них одна гигантских размеров. Антропоморфные фигуры – женщины в пышных ритуальных одеяниях, мужчина, вооруженный палицей(?), личины-маски. Женщины держат быков на привязи. В одной из сцен три женщины, простирая руки к небу, как бы призывают трех быков.
В Саянском каньоне Енисея выделяются два крупных святилища, расположенные рядом на противоположных берегах реки – Мугур-Саргол и Алды-Мозага. К раннему пласту петроглифов относятся изображения личин-масок (их в Саянском каньоне насчитывается около 300), прямоугольных жилищ с примыкающими к ним загонами для скота, а также знаки в виде ямкок-лунок. Иногда все три характерные сюжета встречаются в композиционной связи на одной скальной плоскости. С этой точки зрения особенно интересно изображение личины на камне 358 Мугур-Саргола. Отличительной особенностью данной личины является завершение одного рога окружностью с ямкой-лункой в центре, а другого рога – квадратом, который трактуется как изображение жилища, представленного в плане.
Как правило, тувинские личины изображались без туловища, лишь изредка встречаются антропоморфные персонажи в рогатых головных уборах, таких же как и у личин-масок. У подножия горы Алды-Мозага человек изображен в рогатом головном уборе с покрытым выбивкой, то есть раскрашенным или татуированным лицом, с руками-крыльями. При нем две маски, одну из которых он держит в руке, а другая помещается около руки. Среди антропоморфных изображений выделяются фигуры в грибообразных широкополых шляпах, представленные в определенной позе: голова и туловище в фас, согнутые в коленях ноги в профиль, носки часто бывают оттянуты вниз. Человек как бы танцует.
Наскальный рисунок в виде квадрата с определенным образом разработанным внутренним пространством и примыкающей к нему контурной округлой или овальной фигурой с точечным заполнением – характерный сюжет петроглифов святилища Мугур-Саргол. Это изображение жилища с примыкающим к нему загоном для скота. Жилища с отсеками для сна изображены в плане. Петроглифы отражают конструктивные и планиграфические особенности древних строений, причем особое внимание их создатели уделяли семантически значимым объектам, таким как вход, порог, очаг.
Выделяется целый пласт изображений животных второй половины II – начала I тысячелетия до н.э., для которых характерен предельный схематизм, вытянутые геометризированные пропорции туловища, иногда показанного в виде прямой линии, четыре ноги, обозначенные параллельными черточками, которые завершаются в ряде случаев крупными точками. Небольшая, но характерная группа наскальных изображений – фигуры, представляющие фантастических животных. Во второй половине II – на рубеже II и I тысячелетий до н.э., в период развитой и поздней бронзы, который на среднем Енисее совпадает с карасукской культурой, появляется новый сюжет – изображения двуконных колесниц с дышловым способом запряжки.
Стилистика петроглифов скифского времени, хотя и соответствовала канонам изображений на оленных камнях, все же не всегда строго соблюдалась. Фигуры на скалах обычно передаются в более свободной манере.
Образцы наскального искусства рубежа нашей эры – первой половины I тысячелетия имеют довольно надежные хронологические привязки. Они характеризуются исключительно высоким художественным уровнем и значительной узнаваемостью канонических поз изображенных зооморфных образов. Для этой эпохи характерен особый прием изображения ног животных, из которых одна подогнута под брюхо, другая – выброшена вперед.
Средневековые петроглифы распадаются на две стилистические группы. Первая включает относительно реалистические изображения. Ко второй группе относятся рисунки лаконичного геометрического стиля. Туловища животных, входящих в эту группу, изображались в виде буквы «П»: прямая ровная спина обрисована двумя параллельными линиями, четыре вертикальные черточки обозначают ноги.
Интересны резные рисунки, относящиеся ко времени этнографических наблюдений. Многочисленны изображения национальной одежды, в особенности женской, которые сопровождались часто рисунками женских причесок и головных уборов. Одежда имеет ярко выраженные этнографические черты: фигурная пола, стоячий воротник, различные подвески на поясе. У некоторых фигур подол одежды украшает орнамент в виде косой сетки. Встречаются сцены охоты с луками, с ружьями на сошках.
В последние десятилетия в разный районах Сибири изучались изображения на скалах, созданные в XVII – начале XX в. Для этого периода, как и для предшествующих, наблюдается определенная специфика стилистических приемов изображения и в особенности закономерности в выборе сюжета петроглифов. Характерно, что в этот период повсеместно получают распространение такие сюжеты, как изображения домов городского типа, храмов православных и буддийских, казаков и солдат, огнестрельного оружия. Очевидно относительно одновременно появились на обширных азиатских пространствах изображения различных типов национальных жилищ, национального типа женских одежд, в которых находит отражение проснувшееся самосознание коренных народностей.
Архивные фото: Дэвлет М.А.
Прорисовки: Дэвлет М.А.
Материал подготовлен: Дэвлет М.А.
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет
Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru

