Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Боярские писаницы

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Два местонахождения, так называемые Большая и Малая Боярские писаницы, знаменитые изображениями древних жилищ, находятся на скальных выходах девонского песчаника хребта Бояры, проходящего вдоль среднего течения левого притока Енисея – речки Сухая Тесь, по правой ее стороне. Малая писаница находится в 6 км от с. Троицкое, в верхнем логе хребта, справа от дороги, ведущей в с. Копёны. Большая писаница расположена приблизительно в 400 м от Малой, выше по седловине. Боярские писаницы были открыты А. В. Адриановым в 1904 г., с изображений Малой писаницы он сделал эстампаж, впоследствии опубликованный М. П. Грязновым (1933) и неоднократно становившийся предметом исследования. В 1960-х гг. обе писаницы были детально обследованы М. А. Дэвлет, в 1976 г. она опубликовала прорисовку композиции Большой и фотографии Малой Боярских писаниц, а также анализ изображений этих уникальных памятников (Дэвлет, 1976). В 1978 г. ею же была открыта  еще одна композиция, названная Новая Боярская писаница (Дэвлет, 1997). В 1990-х гг. изображения Большой и Малой писаниц были вновь скопированы И. Д. Русаковой, при этом обнаружено несколько новых рисунков (Русакова, 1998 а).

Обе писаницы фактически представляют собой две большие сюжетные композиции с изображениями домов разной конструкции, котлов  и другой утвари, баранов, козлов, быков, а также людей и много неопределенных и неясных фигур. Рисунки выбиты на типичных вертикальных плоскостях девонского песчаника, при этом Малая Боярская писаница на длинном узком фризе удивительно хорошей сохранности, и рисунки ее читаются очень четко, а Большая – на более широком, но находящемся в крайне плохом состоянии; поверхность  ее испещрена трещинами и выбоинами, контуры рисунков сильно сглажены выветриванием и особенно лишайниками, так что рисунки видны плохо, и контрастными становятся, по свидетельству М. А. Дэвлет лишь на 20-30 минут ранним утром (Дэвлет,1976, с. 6). По мнению исследовательницы, петроглифы обеих писаниц «были высечены по единому замыслу приблизительно одновременно, в одну и ту же историческую эпоху, в определенный непродолжительный отрезок времени: они чрезвычайно близки по технике, стилистическим особенностям, сюжету, композиции, хотя сюжетно-смысловая сторона гораздо богаче представлена на Большой, чем на Малой» (там же, с. 7). При этом вначале были выбиты изображения на ровном прочном скальном фризе (Малая), а затем потребовалось создать большую композицию, но подходящего хорошего скального блока в этом месте не нашлось, поэтому был использован неровный и выщербленный (там же). По изображенным реалиям (котлы, сложный лук, бараны с подогнутыми ногами, конструкции жилищ) эти сцены были датированы тагарско-таштыкским временем (II в. до н.э. – первая пол. I в. до н.э.) (там же, с.7-9).

Именно редкость изображения подобных сюжетов делает Боярские писаницы выдающимся памятником Хакасии. Наряду с Сулекской писаницей, это самый известный и чаще всего «цитируемый» памятник наскального искусства Южной Сибири. Рисунки его опубликованы в бессчетном количестве публикаций, экспонируются в десятках музеев, до сих пор являются предметом для интереснейших интерпретаций (Савинов, 2003). Памятник является национальной гордостью Республики Хакасия, находится в списке объектов федерального значения, в последние годы включен в многочисленные туристические маршруты, и при всем том абсолютно никак не организована охрана этого уникального объекта, не делается никаких шагов к его музеефикации, не говоря уже о консервационных мерах, которые крайне необходимы (и возможны) для разрушающихся изображений Большой писаницы.

Фото: Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А.

Материал подготовила Миклашевич Е.А.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Институт археологии Российской академии наук paleoartlab@gmail.com