Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Бычиха

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Миклашевич Е.А., Зоткина Л.В.

К изучению технологических особенностей исполнения петроглифов Сыдинской писаницы

// Вестник Кемеровского государственного университета. № 3 (59). Т. 2. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. С. 35–44.

О.В. Ковалева

Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины

- Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2011. - 160 с.

Б.Н. Пяткин, О.С. Черняева

Новые петроглифы горы Бычихи (р. Сыда)

// Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Сборник научных трудов. - Новосибирск, 1986. С. 85-88.

Гора Бычиха находится на правом берегу р. Сыды, правого притока Енисея, в 10 км от ее устья, в Краснотуранском р-не Красноярского края.

Памятник впервые упоминается А. В. Адриановым под названием «Сыдинская писаница». В 1904 г. этот исследователь обнаружил на горе Бычиха 131 изображение, с которых сделал 21 эстампаж, 3 фотографии и подробно описал рисунки. После него памятник изучали многие исследователи (С. В. Киселев, А. Н. Липский, Н. В. Леонтьев, Я. А. Шер, Б. Н. Пяткин, А. Л. Заика, О. С. Советова, Е. А. Миклашевич и др.). В настоящее время выполнено полное документирование памятника, в результате чего выявлено 82 плоскости с изображениями. Среди них – около десятка больших многофигурных композиций. Несколько плоскостей обнаружено на гранях отпавших от основного массива блоков.

Петроглифы находятся на небольших вертикальных скальных выходах южного склона горы. Скальный массив разделен неглубоким логом на две гряды, каждая из  которых состоит из нескольких горизонтально вытянутых ярусов выходов красноцветного девонского песчаника. Изображения выполнены, главным образом, в технике выбивки, часто с последующей пришлифовкой. Резные рисунки единичны, что связано с сильной выветренностью скальных поверхностей.

Наиболее ранние изображения памятника немногочисленны, и датировка их неясна. Это несколько фигур оленей и неопределенных животных, напоминающих изображения «минусинского стиля». На одной плоскости обнаружены выбитые редкими точками изображение быка и неоконтуренной личины, которые относятся к окуневской культуре эпохи бронзы. К эпохе бронзы, вероятно, относятся также крупные, выполненные глубокой выбивкой с пришлифовкой, фигуры лосей  и неопределенных животных с длинными хвостами. В них странным образом сочетаются некоторые черты изображений окуневского стиля и геометризм более позднего времени, культурная их принадлежность совершенно неясна. С этими фигурами композиционно связаны изображения крестов, очень редко встречающиеся на других наскальных памятниках.  Кресты тщательно выбиты и прошлифованы.

Наиболее характерны для памятника многочисленные изображения животных неопределенного вида, представленные в сценах шествия или противостояния, выполненные в «геометрическом» стиле, с неестественно длинными контурными туловищами, заполненными вертикальными полосами. Облик этих существ довольно оригинален: в них сочетаются признаки копытных и хищных животных. Многие из них напоминают лошадей, но у некоторых при этом показаны пасти, длинные хвосты, копыта или лапы. На скалах Бычихи обнаружено около десятка сцен с подобными изображениями. Изображения этого стиля в таком количестве не встречаются больше ни на каком другом памятнике. Они относятся к эпохе поздней бронзы, хотя пока трудно определить, к карасукскому ее этапу или каменноложскому. На писанице есть также классические изящные рисунки коней и миниатюрное изображение колесницы, аналогичные рисункам на плитах из могил карасукской культуры. К эпохе поздней бронзы можно отнести и некоторые антропоморфные изображения. Среди них персонажи в рогатых головных уборах (масках?) и крупные фаллические фигуры «великанов» c растопыренными пальцами рук.

Петроглифы раннего железного века представлены на скалах Бычихи во всем их разнообразии: от классических образцов звериного стиля ранних этапов тагарской культуры до вычурных орнаментальных изображений тесинского времени. Зооморфные образы представлены фигурами оленей, козлов, лошадей, а также фантастических хищников, сочетающих черты кабана, волка, барса и др. животных. На одной из плоскостей изображены птицы с распростертыми крыльями. Туловища животных заполнены мелкими завитками и волнистыми линиями. Среди антропоморфных фигур представлены лучники, всадники, воины с боевыми топорами и т. д.

На памятнике есть довольно много более поздних изображений, отличающихся слабой степенью патинизации. В основном, это антропоморфные фигуры с характерными короткими туловищами, изображенные в сценах битвы.

Для многофигурных композиций Бычихи очень характерны палимпсесты, своего рода «вписывание» изображений того или иного периода в более ранние сцены. При этом древние образы, очевидно, по-новому осмыслялись и использовались при создании новых сюжетов.

Памятник практически не пострадал от антропогенных факторов, но очень разрушен природой. Изображения на многих плоскостях сильно сглажены из-за выветривания и рыхлости породы, но особенно сильно пострадали в результате биообрастания. Почти треть всех известных петроглифов Бычихи выявлена в результате расчистки плоскостей от лишайника. От многих изображений под действием лишайника остались лишь слабые углубления на поверхности камня.

Фото: Миклашевич Е.А., Солодейников А.

Прорисовки: Миклашевич Е.А.

Материал подготовлен: Миклашевич Е.А.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru