Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Суханиха

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Гора Суханиха расположена на правом берегу Енисея, в 12 км выше устья Тубы, в Минусинском районе Красноярского края. Петроглифы здесь сосредоточены несколькими обособленными скоплениями на береговых утесах горы и во внутренних логах скального массива на вертикальных блоках девонского песчаника, тянущихся ярусами по склонам. Впервые наскальные изображения Суханихи в 1904 г. обследовал А. В. Адрианов, открывший шесть из выделяемых сейчас семи местонахождений. Он сделал подробные описания скопированных им плоскостей, снял 96 эстампажей и 11 фотографий. Во второй половине XX в. в разные годы памятник исследовался Я. А. Шером, Н. В. Леонтьевым, В. Ф. Капелько, М. А. Дэвлет, Б. Н. Пяткиным, О. С. Советовой, А. Л. Заикой, Е. А. Миклашевич, О. В. Ковалёвой и др. В многочисленных статьях и книгах было опубликовано довольно много отдельных рисунков и композиций. Неоднократно ставилась задача полного документирования памятника: в конце 1970-х наиболее полное обследование и копирование было произведено Н. В. Леонтьевым и В. Ф. Капелько; в 1980–1984 гг. с этой же целью работала экспедиция КемГУ под руководством Б. Н. Пяткина, работа продолжалась в 1990 г., в результате чего было скопировано около 800 фигур; в 1992–1996 гг. работы на Суханихе проводились Французско-Российской экспедицией под руководством Я. А. Шера и А.-П. Франкфора. В 2002 г. по проекту Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства «Сохранение памятников наскального искусства Южной Сибири» с привлечением специалистов из ГосНИИ реставрации, проводилось специальное обследование состояния памятника, особенно состояния петроглифов на береговом склоне, разрушающемся Красноярским водохранилищем. В 2003 г. в рамках проекта ЮНЕСКО по созданию базы данных памятников наскального искусства Центральной Азии (СARAD – Central Asian Rock Art Database) Е. А. Миклашевич было заново начато исследование всего комплекса наскальных изображений Суханихи, продолжающееся и сейчас. Современные методы документирования позволяют выявлять много новых изображений; при этом существенно уточняются детали ранее скопированных композиций. Особое внимание уделяется документированию повреждений и мониторингу состояния сохранности петроглифов.

Суханиха – памятник комплексный, состоит из семи выделенных по топографическим признакам местонахождений, расположенных в различных частях горного массива Суханихи и Подсуханихских гор.

Суханиха I – береговые утесы на западном склоне горы. Здесь найдено более 10 плоскостей с петроглифами. На нижних ярусах выбиты самые ранние изображения: выполненные в «минусинском» стиле крупные фигуры оленей. Есть также небольшой грот, в котором находится плоскость, заполненная разновременными рисунками – от лося в «ангарском» стиле до характерного козлика таштыкской культуры. Довольно необычны геометрические изображения фаллических фигур, треугольные знаки и концентрические окружности, датировка которых неясна. На одном из верхних ярусов берегового склона, подобраться к которому можно только с вершины, находится большое панно с изображениями вооруженных и сражающихся людей. Кроме обычных видов вооружения – луки, колчаны, наконечники стрел, здесь показаны очень редкие изображения щитов и копья. Сцена может быть датирована хунно-сяньбийским временем.

Суханиха II – имеющий очень большую протяженность лог в южной части горного массива, расположенный перпендикулярно береговой линии. Здесь насчитывается около 30 плоскостей с петроглифами. Рисунки нанесены на скальные выходы нескольких горных гряд юго-восточного склона. В самом начале этого местонахождения находится большая плоскость, вся заполненная выбитыми изображениями людей и животных. Большинство рисунков на ней относится к таштыкскому времени, но есть также перекрытое одним из них скифское изображение оленя с украшенным завитками туловищем, и древнекыргызское (?) изображение всадника на коне. Петроглифы на других плоскостях также зачастую образуют многофигурные композиции, но есть и одиночные рисунки. Большинство изображений выполнены в технике выбивки; на второй гряде есть длинный фриз, состоящий из нескольких граней, весь покрытый тонкими резными рисунками таштыкской культуры. В целом, изображения этого местонахождения датируются от тагарского времени до этнографической современности, с заметным преобладанием таштыкских рисунков.

Суханиха III – девять плоскостей на юго-восточном склоне небольшого холма, расположенного между пунктами Суханиха II и IV. Выбитые изображения лучников, антропоморфных фигур и оленей относятся к тагарской культуре. Есть также необычное изображение лося, скорее всего выполненное в подражание бегущим лосям Большого фриза Суханихи IV.

Суханиха IV – самое большое по количеству рисунков местонахождение (известное среди исследователей памятника как Основной лог), находится на юго-восточном склоне возвышенности в центральной части горного массива, к северу от пунктов Суханиха II и III и к востоку от береговой линии. Здесь насчитывается несколько десятков плоскостей, несколько из них весьма крупные по площади и концентрации изображений. Петроглифы нанесены на скальные выходы, тянущиеся несколькими параллельными ярусами вдоль всего склона. Наибольшая концентрация рисунков на третьем и четвертом ярусах. На четвертом, в самом его конце, находится главная достопримечательность Суханихи – 12-метровое многофигурное скальное панно, так называемый Большой фриз. Он весь заполнен разновременными (от неолита (?) до этнографической современности) рисунками, главным образом, изображениями бегущих слева направо животных. Высокая концентрация рисунков (на площади 1,5 × 12 м расположено более 130 фигур), различия в технике и стилистике, наличие палимпсестов, композиционные связи, местоположение в зависимости от качества скальной поверхности – все это позволяет выявить последовательность нанесения рисунков, установить динамику заполнения плоскости, уточнить хронологию. Большой фриз, также как и несколько других многофигурных композиций, является опорным при датировке всего комплекса петроглифов Суханихи. Остальные изображения этого местонахождения в основном относятся к эпохе поздней бронзы (карасукская культура) и раннего железного века (тагарская культура, хунно-сяньбийское время, таштыкская культура). Среди первых самым известным является изображение колесницы, которых в Минусинской котловине известно очень мало. Есть также довольно значительное число плохо сохранившихся гравировок эпохи средневековья, а также рисунки, тамги и другие знаки этнографического времени.

Суханиха V – местонахождение на северо-восточном склоне, параллельном р. Тубе. Небольшая группа рисунков сосредоточена на одном ярусе почти у самой вершины горы. Петроглифы относятся к окуневской культуре (гравированные антропоморфные персонажи), к хунно-сяньбийскому времени (предположительно), к таштыкской культуре (гравированные изображения всадника, бегущих коней, воина), к этнографическому времени.

Суханиха VI – местонахождение, расположенное на некотором удалении от основного горного массива. Тубинский склон Суханихи, изгибаясь дугой вдоль Потрошиловской протоки, протянулся на несколько километров чередой небольших возвышенностей (Подсуханихские горы) почти до самой Тубы, где они подходят к горе Моисеиха. Примерно на половине пути от Моисеихи до Суханихи эти возвышенности в одном месте «расступаются», образуя узкий длинный проход. У Адрианова это местонахождение обозначено как «Щель». Здесь есть несколько плоскостей на юго-восточном склоне с изображениями схематических фигур людей и животных, относящихся к карасукской культуре эпохи поздней бронзы.

Суханиха VII – не существующее в настоящее время местонахождение, локализованное по описанию А. В. Адрианова. Находилось на внутреннем, восточном склоне той же береговой гряды, на западном склоне которой расположены петроглифы Суханихи I. Вероятно, плоскости с петроглифами здесь были разрушены при добыче камня. Изображения удалось восстановить, благодаря тому, что с них в 1904 г. А. В. Адриановым были сделаны эстампажи – бумажные оттиски. Судя по описанию, здесь было 5 плоскостей, эстампажи сделаны с 4-х из них. Изображения относятся к тагарской культуре и (?) эпохе позднего средневековья.

В целом, на этом памятнике представлено все разнообразие культурно-хронологических пластов, выделяемых в наскальном искусстве Минусинской котловины. Возможности относительной датировки петроглифов здесь могут быть использованы в полной мере, благодаря наличию нескольких многослойных многофигурных композиций, таких, как Большой фриз и др. Благоприятным фактором для соотнесения того или иного пласта петроглифов с конкретной археологической культурой является наличие большого числа разновременных археологических памятников, выявленных и частично раскопанных в окрестностях Суханихи. В некоторых погребениях были найдены плиты с изображениями, хорошо соотносящиеся по стилю с рисунками на скалах.

Фото: Миклашевич Е.А.

Материал подготовлен: Миклашевич Е.А.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru