Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Белое море

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Равдоникас В.И.

Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 2. Наскальные изображения Белого моря

- М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1938. – 103 c.

Н.В. Лобанова

Петроглифы старой Залавруги: новые данные – новый взгляд

// Археология, этнография и антропология Евразии. - №1(29) - 2007 - Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2007. С.127-135.

Н.Н. Гурина

Мир глазами древнего художника Карелии

– Л.: Наука, 1967. – 38 с.

Ю.А. Савватеев

Вечные письмена (наскальные изображения Карелии)

/ Петрозаводск, 2007. - 458 с. Ил. 160. Табл. 1. Библиогр. 153 назв.

Беломорские петроглифы стали известны еще с конца 20-х гг. XX века (Равдоникас, 1938; Линевский, 1939; Савватеев, 1970, Лобанова, 2010, 2014), их насчитывается более 3000. Самым крупным комплексом является Залавруга (Старая и Новая), включающая порядка 2000 изображений, немало отдельных пунктов на островах с различным числом изображений, от нескольких десятков до нескольких сотен (Бесовы Следки, Ерпин Пудас, Золотец и др.).

Известное скопление на о. Шойрукшин сохранилось частично. Его фрагмент, известный под названием Бесовы Следки, перекрыт павильоном, остальная часть скопления утрачена в ходе строительства плотины Выгостровской ГЭС.

Изображения преимущественно локализуются на прибрежных наклонных скальных выходах, выполнены  выбивкой на гнейсо-гранитах, размеры вариьируют от небольших (20-40 см) до весьма значительных (до 3 м). Ранее с размерами изображений на Старой Залавруге связывали и хронологию Беломорских петроглифов.

Отличительной чертой беломорских петроглифов является преобладание многофигурных выразительных сюжетных композиций. Изображались сцены морской охоты, преследования зверя по снегу и др. Много изображений копытных (преимущественно лосей и оленей), лодок, разнообразных антропоморфных фигур, следов людей и животных, представлены оружие и орудия.  Помимо промыслового характера многим сценам приписывалось религиозно-магическое содержание.

Большая часть петроглифов датируется эпохой неолита – энеолита. Согласно Ю.А. Савватееву, временной  интервал создания петроглифов – около  двух тысяч лет (IV-III тыс. до н.э.), в качестве самых ранних он рассматривал изображения Бесовых Следков, как финальные – петроглифы Старой Залавруги, видя развитие стилистических и композиционных решений в их усложнении  (Савватеев, 1996).

Существенные изменения в понимании внутренней хронологии комплексов петроглифов Беломорья в последние годы произошло благодаря выявлению новых групп в пределах известных плоскостей, новых пунктов, а также в результате археологического исследования региона (Лобанова, 2010).

Фото: Георгиевский  И.Ю., Гиря Е.Ю., Дэвлет Е.Г.

Прорисовки: Савватеев Ю.А., Равдоникас В.И.

Материал подготовлен Дэвлет Е.Г.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Институт археологии Российской академии наук paleoartlab@gmail.com