Белое море
Иллюстрации:
Список литературы:
Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 2. Наскальные изображения Белого моря
- М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1938. – 103 c.
Петроглифы старой Залавруги: новые данные – новый взгляд
// Археология, этнография и антропология Евразии. - №1(29) - 2007 - Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2007. С.127-135.
Залавруга: Археологические памятники низовья реки Выг. Часть первая: Петроглифы
Л.: Наука, 1970. 165 с.
Мир глазами древнего художника Карелии
Л.: Наука, 1967. 38 с.
Вечные письмена (наскальные изображения Карелии)
/ Отв. ред. М.А. Дэвлет. Петрозаводск, 2007. 458 с.
Беломорские петроглифы стали известны еще с конца 20-х гг. XX века (Равдоникас, 1938; Линевский, 1939; Савватеев, 1970, Лобанова, 2010, 2014), их насчитывается более 3000. Самым крупным комплексом является Залавруга (Старая и Новая), включающая порядка 2000 изображений, немало отдельных пунктов на островах с различным числом изображений, от нескольких десятков до нескольких сотен (Бесовы Следки, Ерпин Пудас, Золотец и др.).
Известное скопление на о. Шойрукшин сохранилось частично. Его фрагмент, известный под названием Бесовы Следки, перекрыт павильоном, остальная часть скопления утрачена в ходе строительства плотины Выгостровской ГЭС.
Изображения преимущественно локализуются на прибрежных наклонных скальных выходах, выполнены выбивкой на гнейсо-гранитах, размеры вариьируют от небольших (20-40 см) до весьма значительных (до 3 м). Ранее с размерами изображений на Старой Залавруге связывали и хронологию Беломорских петроглифов.
Отличительной чертой беломорских петроглифов является преобладание многофигурных выразительных сюжетных композиций. Изображались сцены морской охоты, преследования зверя по снегу и др. Много изображений копытных (преимущественно лосей и оленей), лодок, разнообразных антропоморфных фигур, следов людей и животных, представлены оружие и орудия. Помимо промыслового характера многим сценам приписывалось религиозно-магическое содержание.
Большая часть петроглифов датируется эпохой неолита – энеолита. Согласно Ю.А. Савватееву, временной интервал создания петроглифов – около двух тысяч лет (IV-III тыс. до н.э.), в качестве самых ранних он рассматривал изображения Бесовых Следков, как финальные – петроглифы Старой Залавруги, видя развитие стилистических и композиционных решений в их усложнении (Савватеев, 1996).
Существенные изменения в понимании внутренней хронологии комплексов петроглифов Беломорья в последние годы произошло благодаря выявлению новых групп в пределах известных плоскостей, новых пунктов, а также в результате археологического исследования региона (Лобанова, 2010).
Фото: Георгиевский И.Ю., Гиря Е.Ю., Дэвлет Е.Г.
Прорисовки: Савватеев Ю.А., Равдоникас В.И.
Материал подготовлен Дэвлет Е.Г.
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет
Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru