Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Шульган-Таш (Капова пещера)

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Котов В.Г.

Мифологическая структура пещерного святилища Шульган-Таш (Каповая)

// Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Том IV. Казань: Отечество, 2014. С. 57–62.

Лоскутов А.В., Лоскутова И.А.

Экскурсии в пещеру Шульган-Таш (Каповая) – история и современное состояние

// Пещерный палеолит Урала. Уфа, 1997. С. 111–115.

Шульган-Таш, археологический памятник верхнего палеолита. Датируется 17-15 тыс. до н.э. Находится в пещере Шульган-Таш (Каповой) на терр. заповедника «Шульган-Таш». Рисунки открыты в 1959 г. сотрудником заповедника биологом А.В. Рюминым, исследован в 1960-78 О.Н. Бадером, в 1982-91 – В.Е. Щелинским, в 2004-05 – Т.И. Щербаковой, с 1996 по н. вр. – В.Г. Котовым. Представляет собой пещерное святилище. На среднем (залы Купольный, Знаков, Хаоса) и верхнем (зал Рисунков) ярусах были выявлено около 200 изображений, сделанных красной, бордовой охрой и черным пигментом. Пещерное святилище имеет структуру, связанную с топографией пещеры: изображения 8 мамонтов, носорога, быка, 2 лошадей, 2 антропоморфов, образующие 4 группы,  связанные между собой стилем и персонажами в единую композицию. По мнению В.Г. Котова, ряд композиций в зале Хаоса и Рисунков связаны с мифологическими представлениями древнего населения.

В зале Знаков В.Е. Щелинским был исследован культурный слой эпохи верхнего палеолита. Обнаружено 193 кам. изделия, в том числе 120 сколов известняка, пластины, отщепы из яшмы и кремня, 2 скребка, нуклеус и чоппер из галек, пластина из горного хрусталя. Здесь же найдены бусины из зеленого серпентинита, подвески из бивня мамонта и сланца, ракушек, чашечка из обожженной глины, кости животных эпохи оледенения (кусок бивня мамонта, копытного лемминга, пещерного медведя, донского зайца и пр.), зафиксированы следы кострищ. Также обнаружена известняковая глыба с рисунком из охры.

В зале Купольном В.Г. Котовым был обнаружен культурный слой эпохи металла с поверхностными захоронениями молодых людей. Ниже залегает культурный слой эпохи верхнего палеолита. Здесь были обнаружены сотни обколотых кусков и сколов известняка и кальцита, указывающие на добычу кальцитовых натеков и культовое раскалывание известняка. Также были обнаружены пластины и орудия из яшмы и кремня, две костяные иглы, подвеска из зуба марала, куски известняка с пятнами охры – фрагменты рисунков, кости древних животных, охра, угли. На балконе Каскадной галереи была исследована многослойная стоянка эпохи верхнего палеолита с многочисленными находками (450 экз.) обколотых кусков и сколов известняка и кальцита, две пластины из яшмы и кремня. Эти работы позволили обосновать обрядовый характер посещений пещеры, связанный с культом пещерного камня.

Памятник свидетельствует о наличии у нас. Юж. Урала эпохи палеолита развитой системы мифологических представлений, связанных с анимизмом, тотемизмом, космогоническими мифами, мифами инициации.

Важнейшей деталью пещеры является глубокое озеро-родник под входной аркой – место выхода на поверхность р. Шульган, исчезающей в глубокой воронке в 4 километрах выше по суходолу. Все это было причиной особого отношения к пещере, которая не могла не восприниматься с древности как идеальное воплощение потустороннего мира, как считает В.Е. Щелинский. Об этом свидетельствуют многочисленные предания и эпосы башкир. Первые сведения о ней были оставлены еще в первой половине XVIII в., а затем ее посетили и описали участники академических экспедиций П.И. Рычков (1760), И. Лепехин (1770).

Новый этап в жизни пещеры связан с обнаружением в ней наскальной живописи научным сотрудником Южно-уральского заповедника зоологом А.В. Рюминым. Причиной того, что рисунки были найдены неспециалистом, было то, что в археологической науке к этому времени устоялось мнение о том, что феномен пещерной живописи эпохи оледенения присущ исключительно Франко-Кантабрийскому региону Западной Европы. Понятно, что это сенсационное открытие поначалу вызвало недоверие ученых. И только после начала работ известного ученого О.Н. Бадера сомнения были рассеяны. В пещере О.Н. Бадер проработал с 1961 г. вплоть до самой своей кончины в 1978 г.  В результате многолетних исследований возглавляемой им экспедиции были открыты более 30 красочных изображений, сделанных охрой. Некоторые рисунки пришлось отмывать от грязи или открывать из-под кальцита. Свои исследования ученый не успел завершить, и о замечательном памятнике знали лишь по предварительным публикациям.

С 1982 г. по 1991 г. комплексные исследования были продолжены под руководством питерского археолога В.Е. Щелинского. Основное внимание в своих исследованиях он уделил поиску и изучению культурных отложений внутри пещеры эпохи палеолита. Им был обнаружен на среднем этаже в зале Знаков культурный слой эпохи верхнего палеолита с углями и охрой. Здесь же были зафиксированы несколько кострищ и найдено около 200 изделий из камня и кости плейстоценовых животных. Среди них преобладали известняковые сколы, что свидетельствовало о том, что стены пещеры оббивались. Среди орудий преобладали изготовленные из зауральской яшмы и кремня пластины, которые служили вкладышами составных инструментов (ножей или наконечников) (фото). Также имеются каменные скребки и острия (фото). Каменные инструменты сработаны и, как считает исследователь, были принесены сюда в качестве приношения. Также были обнаружены четыре цилиндрические бусины из зеленого серпентинита и подвески из пластинок бивня мамонта и сланца (фото). Возможно, эти украшения, так же как и низка бус из мелких ископаемых ракушек из Прикаспия, были также оставлены рядом с рисунками в качестве приношений Пещере (фото). Ряд находок связан с деятельностью древних художников. Это кусочки охры и истертые охристые карандаши. Важной находкой, связывающей культурные отложения с рисунками, является кусок глыбы известняка с фрагментом рисунка, выполненного красной охрой (фото). Неожиданным было обнаружение в слое чашечки из слегка обожженной глины, которая использовалась, как показали специальные исследования, в качестве жировой лампы (фото). По углю этот слой был датирован временем от 14 до 16 тыс. лет. Каменная чашечка из зеленого серпентинита, изготовленная с помощью каменных инструментов, была случайно найдена в зале Хаоса вблизи рисунков. Таким образом, работами этого исследователя была доказана связь культурных отложений с рисунками и определен их возраст. Археолог пришел к выводу, что накопление культурных остатков в зале Знаков было связано с функционированием здесь в последнюю фазу оледенения древнего святилища.

Большая работа была проведена В.Е. Щелинским по фиксации красочных изображений. Всего им было выделено более 50 рисунков и пятен, сделанных охристыми пигментами.

В 90-х годах исследования в пещере Шульган-Таш были продолжены учеником В.Е. Щелинского В.Г. Котовым, а в 2004 и 2005 гг. работы проводила Т.И. Щербакова. В пещере также проводились работы в естественно-научном направлении под руководством Ю.С. Ляхницкого. Фотографом А.К. Солодейниковым была применена оригинальная методика фиксации и компьютерной обработки фотографий, которая позволила увидеть на фотографии слабо различимые и размытые изображения. Всего им было зафиксировано около 200 изображений, нанесенных охристым и черным пигментом. В результате пещера Шульган-Таш (Капова) предстала как одно из крупнейших собраний палеолитической живописи.

Рисунки размещены в 200–300 м от входа на среднем и верхних ярусах пещеры. На среднем  этаже изображения зафиксированы в залах Купольном, Знаков и Хаоса. На верхнем этаже есть лишь один декорированный участок – это зал Рисунков (рис. схемы). Существуют различия в характере изображений.

Большая часть рисунков среднего яруса является геометрическими знаками. Есть знаки в виде косой решетки, короткой черты и круга, треугольника с вписанным треугольником, лесенки, трезубец и пр. Но в основном знаки представлены четырехугольниками и трапециями, у которых верхняя линия выходит слегка за пределы фигуры и загнута вниз. Фигуры различаются и разным количеством вертикальных или наклонных линий, от одной до семи (фото, рис. ). Среди животных преобладает лошадь – 3 рисунка, изображен бизон (?) и неопределимое животное в зале Знаков.

На верхнем ярусе большая часть рисунков – это животные, и есть лишь один знак в виде трапеции с «ушками», аналогичный знакам среднего этажа. В этом собрании преобладают мамонты – 11 фигур, причем один мамонт изображен в силуэтной манере, а остальные – контурные (рис., фото). Среди животных очень четко изображен носорог и бык. Здесь же были с помощью хорошего освещения и новейшей аппаратуры были зафиксированы 2 изображения человека.

Большая часть рисунков сделаны в сходной манере: они контурные, толщина линий около 3-4 см, имеют одинаковые размеры, нанесены на одной высоте от пола, имеют похожую стилистику – в профиль с четырьмя ногами. Наличие композиций и размещения части изображений в труднодоступных местах, на большой высоте, в нишах и трещинах свидетельствует о явно символическом характере размещения большей части изображений. Отсюда следует вывод, что в целом все собрание рисунков было сделано в рамках одной традиции и с учетом единого замысла. То есть пещера являлась святилищем, и каждая ее часть (например, зал с рисунками или отдельная композиция) выступала как элемент модели мироздания древних охотников или священного пути посвящаемых. Наличие композиций является особенностью пещерных собраний именно Южного Урала.

Выделяются следующие композиционные скопления палеолитических изображений: на верхнем этаже, в зале Рисунков, – Восточная и Западная стена, на среднем, в зале Знаков, – рисунки бизона и геометрических знаков, в зале Хаоса – панно с Лошадками и Лошадь и антропоморф. Они показывают структуру древнего святилища, поэтому заслуживают отдельного описания.

Первая бесспорная композиция находится в зале Хаоса. Это конечный зал на среднем ярусе, который представляет собой огромное нагромождение глыб с гигантской воронкой посередине, – почему он и получил свое название.  Панно с изображениями лошадей было расчищено в 70-х годах XX столетия экспедицией О.Н. Бадера. Оно представляет собой рисунки двух  лошадей и трапециевидного знака с «ушками» между ними. Слева от этой группы расчищена еще одна трапеция меньших размеров. Обращает на себя внимание, что при достаточно реалистичной передаче пропорций «башкирских» коротконогих лошадок имеется явное искажение в изображении морд животных: они неестественно приплюснуты и похожи на утиную голову. У верхней лошади на спине изображена трапеция с горизонтальными линиями, напоминающая крыло. Нижняя лошадь имеет на теле две вертикальные линии, сделанные темным пигментом (углем?). Учитывая очевидную важность данного скопления в структуре святилища, оно могло символизировать троичность мироздания, где верхняя (крылатая) лошадь обозначала верхний, небесный мир, а нижняя – мир подземный (изображение животного в «скелетном» стиле). Сложнорасчерченная трапеция должна обозначать что-то из мира человека или быть его символом. Размещение отдельных трапеций с единичными линиями внутри показывает, что по мере приближения к наиболее священным участкам происходит усложнение этих знаков. Это может быть объяснено тем, что эти знаки были не просто символом человека, а являлись обозначением его социального статуса. По мере усложнения обрядов повышался социальный статус посвящаемых, и это находило отражение в наносимых в ходе ритуалов символических знаках.

Следующая композиция нанесена на гребень свода на высоте 3 м над скоплением камней и огромной воронкой. Для того чтобы ее нарисовать, художник должен был соорудить лестницу или помост. Одно это показывает исключительную важность этой группы. Здесь были изображены крупная лошадь и фигура человекоподобного существа. Оно нарисовано в полусогнутом состоянии. Голова крупная, очевидно, с крупным «клювом». Две руки и две ноги заканчиваются клешнями или птичьими лапами. Эту композицию следует воспринимать как мифологическую сцену рождения или перерождения  от лошади человека или мифического героя.

Яркой иллюстрацией испытательного характера посвятительных обрядов, которые проводились в пещере, является подъем на верхний этаж, представляющий несколько вертикальных уступов около 30 м высотой, и среди них последний имеет высоту 14 м и нависающие стены. Рисунки расположены в 100 м от колодца в первом, самом крупном зале на этом этаже. Он имеет диаметр около 50 м и высоту более 30 м и, очевидно, отвечал каким-то представлениям древних о сакральном пространстве.

На Восточной стене последними исследованиями с применением компьютерной обработки фотографий А.К. Солодейниковым были выявлены плохо различимые глазом изображения. Теперь на этой стене зафиксировано 7 мамонтов, 2 лошади, 1 трапециевидный знак, 2 антропоморфных изображения. В результате красочное панно предстало как сложная композиция, состоящая из 3 частей, границы которых приурочены к рельефу поверхности. Поскольку большая часть животных нарисована идущими влево, то логично также рассматривать их справа-налево (рис.).

В правой части панно, согласно последним данным, в узком треугольнике, образованном справа краем скальной поверхности, а слева – широкой трещиной, были нарисованы последовательно, друг над другом, лошадь с мохнатой гривой и характерной утиной мордочкой, под ней такого же размера мамонт, под ним еще один, но уже маленький мамонт в два раза меньшего размера (рис.). Важно, что оба мамонта как бы ужаты с боков и изображены с четырьмя ногами. Перед большим мамонтом – еле видимое пятно; при компьютерной обработке оказалось антропоморфом. Он изображен в линейной манере, с расставленными ногами и растопыренными руками. Туловище изогнуто в сторону мамонта, показывая разворот и придавая изображению экспрессию.  В руке, обращенной в сторону мамонта, за середину он держит изогнутый предмет (лук или какое-то другое оружие). Голова обозначена круглым пятном.  Перед маленьким мамонтом также заметно изображение антропоморфа гораздо худшей сохранности. От него остались голова в форме круглого пятна, линия плеч и часть туловища в форме вертикальной линии.  Вся эта группа является явно одной сценой, так как она была нарисована одновременно и с учетом всей остальной композиции. Об этом говорит единый стиль изображения мамонтов и, особенно, лошадей, а также гораздо меньшие размеры и «сжатость» рисунков животных, необходимые для того, чтобы разместить именно в этом месте всю группу. Таким образом, здесь мы видим какую-то мифологическую по своему содержанию сцену противостояния человека мамонтам. При этом лошадь не является противником человека и явно доминирует над всем этим действием, буквально возвышаясь над происходящим, кроме того, ее размеры сопоставимы с большим мамонтом.

Вторая группа также размещена в треугольном пространстве, но гораздо большего размера, что и сказалось, должно быть, на величине рисунков (рис.). Справа она отделена от предыдущей группы вертикальной трещиной, а слева – наклонной трещиной, идущей от левого верхнего угла  к правому нижнему углу восточной стены. В центре всего панно и на крайне левом фланге нарисована крупная лошадь, идущая влево. Она такого же размера, что и большой мамонт, помещенный позади, справа над ней (рис.). У этой лошади так же, как и у первой, нарисована густая грива, чуть приподнятый, с обозначением углового выступа, круп, утиная мордочка, отвислый живот. Под ее задними ногами изображен маленький мамонт – плохо сохранившееся изображение, выявленное О.Н. Бадером  и зафиксированное компьютерной обработкой А К. Солодейникова (рис.). Возможно, данный рисунок был тогда уже плохо различим (или же специально стерт еще в древности) – по крайней мере, этим можно объяснить появление позади него изображения крупного носорога, рог которого перекрывает линию спины этого животного. Ноги верхнего мамонта касаются его спины. Тело носорога расчерчено вертикальными линиями подобно тому, как заполнено внутреннее пространство трапеции. Под ним трапециевидный знак почти такого же размера,  который в соответствии с формой поверхности стены помещен чуть наискось. Со всей очевидностью следует констатировать, что необыкновенная скученность животных в правой части композиции была связана с какой-то символической значимостью, во-первых, лошади, занимающей в иерархии животных символов явно доминирующее место, во-вторых, рельефа поверхности стены, в частности, трещин, разделяющих группы изображений. Создается впечатление, что лошадь и здесь доминирует над другими животными и они шествуют вслед за ней по направлению к наклонной трещине. О том, что данная трещина являлась не только  границей между второй и третьей группами, но и имела большое символическое значение, свидетельствует моделированный обработкой известняковый натек в виде головы лошади и длинной, ниспадающей гривы, расположенный по трещине под данной группой изображений (рис.).

В третьей группе поначалу было выявлено два мамонта. Крайний левый мамонт изображен контурно, в профиль с четырьмя ногами, далеко в левом верхнем углу. Вблизи трещины, головой к ней нарисован другой мамонт, чуть поменьше первого. Это не только единственное изображение животного, развернутое направо, но у него также не дорисованы задние конечности (рис.). Важно, что это животное также изображено подчеркнуто меньше и ниже соседней с ним лошади. Под ним помещено еле видимое изображение «идущего» мамонта еще меньших размеров, повернутое влево.

Таким образом, стилистика изображений всех трех групп показывает их единство, а значит, какую-то последовательность событий. Первая группа явно представляет замкнутую на себя сцену какой-то борьбы или противостояния человека и мамонта, при которой присутствует огромная лошадь. Принимая во внимание тот факт, что она выступает, судя по композициям первого этажа, божественным символом верхней (небесной) части мироздания и божественным покровителем человека, то же самое следует видеть и здесь – лошадь покровительствует поединку человека (героя) с большим и малым мамонтами. Следующая группа животных движется вслед за огромной лошадью по направлению к трещине. Очевидно, это та же самая лошадь, что и в первой сцене, о чем говорит детальное сходство между ними. То же самое можно сказать и о мамонтах – здесь также изображены большой и малый мамонты. Смысловым содержанием этой группы является шествие животных во главе с вожаком-лошадью по направлению к какой-то границе, которую символизировала трещина на стене. Эта граница была связана с образом коня, что было обозначено обработанным кальцитовым натеком. Третья группа обозначала, по нашему мнению, выход животных за пределы некоего сокрытого пространства, в котором они находились, при этом один мамонт из трех, находящийся ближе всех к символической границе, повернул назад. В то же время другой мамонт демонстративно изображен поднявшимся выше других животных.

На Западном панно изображения нанесены по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему (рис.). Все животные изображены головой влево, в профиль с четырьмя ногами. Справа в верхнем углу нарисован мамонт, и его тело полностью закрашено охрой – это единственное силуэтное изображение в пещере. В центре размещены малый и большой мамонты, которые нарисованы в контурной манере. Позади и над мамонтом находится антропоморф. Он изображен с растопыренными руками и ногами, с наклоненным в сторону мамонта туловищем и головой в виде круглого пятна. Возможно, у него на  ногах лыжи или снегоступы, но эта деталь не проявлена четко на рисунке (рис. ). Стиль изображения антропоморфа полностью совпадает с изображением человека на Восточном панно, причем также передано и его направление движения-действия на мамонта с помощью наклона туловища. Над маленьким мамонтом имеется короткая черта из охры. Несомненно, данная группа является единой сценой. И опять здесь присутствуют те же персонажи, которых мы видели на Восточной стене, – большой и маленький мамонты. Слева на значительном удалении (около 1,5 м) нарисован бык в контурной манере и в профиль.

Сходство этой композиции по стилю и содержанию с первой группой Восточного панно не вызывает сомнения. Различаются только детали: человек изображен не перед мамонтом, а над ним. Он как бы преследует животное. В то же время черта над маленьким мамонтом может означать, что действие направлено одновременно и на него.  Единственное, что разнит эти композиции, так это отсутствие лошади. Очевидно, в центре внимания древними художниками была представлена заключительная сцена какого-то мифологического действия, где человек уже преследует большого  и малого мамонтов. То, что человек нарисован над ним, согласно древнему мировоззрению, которое нашло отражение и в характере других изображений в данном святилище, означает его всевластие и полное превосходство героя над своим врагом.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что лошадь и мамонт являются двумя основными животными символами в мировоззрении древних людей, оставивших рисунки на стенах. Лошадь, без всякого сомнения, являлась центральным персонажем, выступая посредником во взаимодействии человека и животных в рамках древней тотемической мифологии. Кроме того, лошадь, судя по изображениям в зале Хаоса, являлась благожелательным существом, перерождающим человека, то есть покровителем и родоначальником, а значит в мифологической картине мира конь символизировал собой светлую, верхнюю половину мироздания. Мамонт – это противник человека, а значит – и лошади. Обычно в мифологии всех народов противниками героя всегда выступали хозяева потустороннего (подземного) мира, обычно чудовища, дивы, драконы или змеи, а также крупные и опасные хищники (тигр, лев, медведь, волк). Поэтому мамонт тоже должен символизировать нижний, подземный, темный мир.

Соответственно в новом свете мы можем представить все сцены в зале Рисунков. На восточном панно в первой группе мы видим борьбу-противостояние героя с хтоническими (подземными) персонажами, очевидно, в подземном мире. О том, что это мир нижний, подземный, говорит его стесненность и замкнутость. Наряду с человеком в этом подземном мире находится лошадь, которая, скорее всего, покровительствует герою, и его действия каким-то образом связаны с нею. В следующей сцене уже лошадь является главным действующим лицом. Она выводит из потустороннего мира животных, в частности опять же двух мамонтов, большого и малого, а также носорога. Во многих мифологиях хозяин животных имеет звериный или полуживотный облик, покровительствует молодому охотнику, специально для него выводит из потустороннего мира диких животных, делая его удачливым охотником и выгодным женихом. Следующая сцена Восточного панно показывает выход животных из нижнего мира и возвращение части из них обратно. Последняя сцена уже на Западном панно иллюстрирует сцену преследования героем хозяина подземного мира. Это мифологическое содержание настенных композиций находит полную и единственную аналогию в южно-уральской мифологии.

Особо следует отметить, что ни с одной пещерой Евразии не связано столько преданий, легенд, эпосов, поверий, как с пещерой и озером Шульган. Фактически озеро и пещера являются центром мифологической картины древнего населения Южного Урала – предков башкир. Неслучайно в башкирской традиции бытует предание о противоборстве героя с хозяином подводного мира и выходе табунов лошадей и стад крупного рогатого скота со дна озера Шульган. Этот же сюжет лежит в основе башкирских эпосов о Заятуляке и о чудесных конях (эпосы «Кара Юрга», «Акхак Кола», «Конгур Буга»), которые в свою очередь восходят к сюжету мифологического эпоса «Акбузат». Животных для героя в этом эпосе выводит крылатый конь Акбузат, и выход его сопровождается природным катаклизмом. Обязательно юный батыр нарушает запрет оглядываться, и часть животных, которые не успели еще выйти из воды на берег, тут же ныряют обратно в родную стихию. Покровительство небесного коня полностью преображает героя, в результате он получает возможность победить чудовищ нижнего мира в эпосах «Акбузат» и «Урал-батыр». Все это может свидетельствовать о том, что  эти эпосы были созданы на основе древнего мифа, который нашел отражение в содержании красочных композиций эпохи оледенения в пещере Шульган-Таш (Каповой). В этом еще одна уникальность южно-уральской пещеры.

Фото: Солодейников А., Котов В.Г., Дэвлет Е.Г.

Материал подготовлен: Котов В.Г.

* * *

Посмотреть презентацию А. Солодейникова “Капова пещера. История исследования”
01

 

Каталог искусства Каповой пещеры




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru