Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Пегтымель

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Дэвлет Е.Г.

Петроглифы Пегтымеля: застывший миф

// Чукотка в прошлом и настоящем. М.: Научно-информационный издательский центр, 2009. С. 258–267. (Наследие народов Российской Федерации; вып. 11).

Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н.

Новейшие полевые исследования петроглифов Чукотки

// Вестник РГНФ. 2009. № 3 (56). С. 213–223.

Петроглифы Пегтымеля

2007.СПб.: ЗАО «Антарсат»

Петроглифы Пегтымеля

2007. (СD).М.:ИА РАН

Петроглифы на р. Пегтымель – единственное заполярное местонахождение в Евразии. Обследовано и опубликовано Н.Н. Диковым [Диков 1969, 1971, 1992, Dikov 1999], позднее сведения о нем были дополнены [Кирьяк, 2001; Головнев 2000; Питулько 2002; Слободзян 2004; Петроглифы Пегтымеля 2007; Дэвлет, 2009, 2010]. Основное скопление изображений (Кайкуульский обрыв) локализуются примерно на протяжении километра на сложенных песчаником и алевролитами скальных выходах на обрывистом правом берегу р. Пегтымель в 1 км ниже устья Кайкуульского ручья, где насчитывается около 350 плоскостей с петроглифами.

Образы и сюжеты наскального искусства Пегтымеля гомогенны в силу особенностей хозяйственно-культурного типа и природно-географической специфики региона. Анализ сюжетов показывает, что на удаленном от побережья памятнике представлены как картины быта обитателей тундры, так и виды промыслов, связанных с приморским типом адаптации населения региона. Как и в мелкой пластике, тема тундры и моря неразрывно переплелась в искусстве петроглифов.

Преобладают силуэтные профильные изображения северных оленей, одиночных и в стаде. Чаще других повторяется сцена охоты на плывущего оленя с каяка. В большинстве вариантов охотник из одноместной лодки поражает животное гарпуном, реже копьем на длинном древке, подобные сцены могут фигурировать одиночно или быть включенными в более сложные сюжетные композиции. Часто показан линь гарпуна, натянутый или провисший, человек в небольшом каяке бывает просто обозначен вертикальным штрихом, но есть и иные варианты, когда и преследуемое животное реалистично проработано, и человек вместе со снаряжением и транспортным средством представлен более детально. Многие из фигур загарпуненных оленей показаны с задними ногами, опущенными ниже передних, как будто животное плывет по воде. Объект охоты порою непропорционально велик.

Этнографические источники свидетельствуют, что около столетия назад дикие олени, жившие постоянно в одних и тех же местах, большими стадами перекочевывали от лесных окраин на тундру. По древнему юкагирскому обычаю охота на суше строго запрещалась, и оленей безжалостно били на переправе, которая ежегодна была в одном и том же месте. Добыча оленей на переправе перестала быть юкагирской прерогативой, и по берегам рек охотники – чукчи, эвены (ламуты), обрусевшие туземцы – группировались в артели по национальностям, устраивая засады несколько ниже переправы. Большинство изображенных сцен охоты на воде довольно схематичны, но есть и подлинные шедевры. Уникален сюжет транспортировки оленя, перевернутый корпус которого с каяком и гребцом соединяет линь. Мотив перевернутого убитого(?) животного встречается и в других группах, подобным образом, по-видимому, побежденными или поверженными, представлены и некоторые антропоморфные персонажи.

Не имея возможности подробно охарактеризовать все особенности изображений оленей, отмечу и вариативность поз (плывущие, пасущиеся с опущенными головами, отдыхающие олени с подогнутыми ногами, с опущенными копытами и др.), и стилистическое разнообразие. В группе могут соседствовать варьирующие по стилю фигуры. Иногда бывает показана только голова и часть спины животного – так выглядят олени в стаде, плывущие или выходящие из воды. Встречаются изображения отпечатков копыт – своего рода символических заместителей животных. Среди других изображенных копытных – лось, горный баран. Как изолированно, так и связанными с другими сюжетами, могут быть выполнены сцены преследования оленей волками или собаками.

Реже встречается пешая охота с копьем, пикой, рогатиной на медведя или лося, участниками сцен преследования могут быть собаки. Уникальна фигура лучника. Имеется несколько изображений собак, волков, показаны бурые и белые медведи, росомахи, песцы, многообразны образы обитателей моря – китов, тюленей и др. Особое место занимают изображения птиц. Есть группы, состоящие исключительно из профильных фигур журавлей, отдельные силуэты этих пернатых могут быть включены в сюжетные сцены. Есть изображения и других птиц, представленных в многофигурных композициях и изолированно.

Охотничьи сюжеты связаны не только с образом северного оленя, но и с морскими животными, фигуры оленей и сюжеты их добычи могут сопутствовать композициям, связанным с морской охотой. Для морских охотничьих сцен преимущественно характерен иной тип средств передвижения – изображались крупные байдары, команда которых чаще всего обозначена штрихами (прямыми или чуть загнутыми), реже это более проработанные антропоморфные фигуры. Байдары могут быть снабжены кормовыми веслами. В композициях с байдарами встречен очень широкий круг образов и сюжетов: помимо собственно объектов охоты с байдар – китов и других обитателей моря – представлены олени, сцены охоты на оленей с каяков, медведи, разные птицы, волки/собаки, антропоморфные фигуры, люди-мухоморы, двулопастные весла, следы, каяки. Таким образом, разграничить сцены, связанные с тундрой и с морем, не представляется возможным. Высказывалось соображение, что наличие многоместных лодок в сценах охоты на оленей с каяков находит объяснение в том, что подобные лодки могли использоваться при коллективной охоте, подниматься вверх по течению реки и отсекать путь оленям на переправе: однако сюжетный анализ не подтверждает этого суждения. Помимо байдар, много изображений одноместных каяков, у многих вариантов этих транспортных средств показан раздвоенный нос.

Уникально изображение конструкции, которую можно интерпретировать как жилище, показанное в плане. Также встречены необычные знаки, которые предположительно можно интерпретировать как изображения конструкций, сооруженных с использованием костей кита, предназначенных для просушки лодок.

К повторяющимся знакам относятся антропоморфные следы, варьирующие от одиночных и парных до образующих цепочку, обозначающую путь, и даже заполняющих целое пространство плоскости. Единично воспроизведен след человека на лыжах. Идентификация некоторых из напоминающих одиночный след фигур вызывает сомнения, нельзя исключать, что это не след, а изображенный предмет материальной культуры.

Несмотря на изобразительный схематизм, люди занимают в композициях место, заставляющее предполагать их деятельную роль. Много фигур в полный рост анфас с разведенными руками и ногами, трактованных весьма лаконично. Иногда обозначены элементы одежды. Контекст изображений заставляет полагать, что это мужчины, среди атрибутов – весла, каяки на плечах или на голове, оружие. Двулопастные весла часто фигурируют и как самостоятельный символический образ, соседствуя в композициях со значительным репертуаром образов, что не удивительно, поскольку, снабженные небольшим наконечником, они служили оружием при охоте на воде. Наиболее своеобразный сюжет пегтымельских петроглифов – антропоморфные фигуры, представленные анфас (хотя есть и одно уникальное профильное изображение), в грибообразных головных уборах, одиночные или входящие в композиции, многие показаны в позе, имитирующей танец или движение. Гриб находится над головой или на голове антропоморфной фигуры, иногда заменяет голову, в некоторых случаях шляпки показаны ярусами. Обозначены ноги ступнями вовнутрь или как бы расширяющиеся книзу ножки гриба. По бокам головы наиболее нарядных женских фигур проработаны косы или подвески, некоторые одеты в меховые комбинезоны-керкеры или одежда вовсе не обозначена.

Фото и прорисовки: Георгиевский И.Ю., Гиря Е.Ю., Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А., Мухарева А.Н., Соротокина А.М.

Материал подготовлен: Дэвлет Е.Г.

 




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru