Урал
Иллюстрации:
Список литературы:
Екатеринбург: изд-во АМВ, 2009. 128 с.
Наскальные изображения Урала. Ч.1
// САИ. М., 1964. Вып. В4—12.
Наскальные изображения Урала. Ч.2
// САИ. М.,1971. Вып. В4—12.
Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве
- Екатеринбург: ООО "Грачев и партнеры". 2011. 216 с.
Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале
Новосибирск: Наука, 1992. 207 с.
Искусство ледникового века: Игнатиевская и Серпиевская 2 пещеры на Южном Урале
Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2013. 190 с.
Наскальные изображения Северного и Среднего Урала
Екатеринбург, 2011. 182 с.
На Урале, его азиатских и европейских склонах встречаются не столь уж многочисленные местонахождения разновременных наскальных изображений, всего около 80 памятников, среди них четыре пещерных. Всемирно известна Каповая пещера (Шульган-Таш) с верхнепалеолитическими росписями, обнаруженными в 1959 г. Пещера находится на западных склонах Южного Урала, в верховьях р. Белой. С 1960 г. в ней проводились работы, которыми руководил О.Н. Бадер, позднее В.Е. Щелинский. Обнаружено свыше 50 росписей. Пещера состоит их двух ярусов, разделенных провалом. На верхнем ярусе в глубине пещеры находятся две группы изображений ископаемых животных. Это – выполненные красной краской мамонты, лошади, носорог, бизон. Здесь обнаружен самый крупный знак в виде трапеции с ушками и расчлененным внутренним пространством. На нижнем ярусе – две лошади, антропоморфная фигура, геометрические знаки, расплывшиеся красочные пятна. Наиболее крупная фигура животного – размером свыше метра, самый миниатюрный знак – 6 см. Знаки числено преобладают, среди них тектиформы. В.Е. Щелинским в пещере был выявлен культурный слой, в котором обнаружено около 200 каменных изделий, украшения, куски минеральной краски красного и фиолетово-коричневого цвета, а также глыба известняка, отпавшая от стены еще в древности, на которой сохранился фрагмент фигуры животного. Радиоуглеродный анализ угля из слоя показал, что возраст рисунков около 16 – 14 тысяч лет.
Другая пещера с росписями палеолитического времени на Южном Урале – Игнатьевская, исследованная В.Т. Петриным и В.Н. Широковым, находится на правом берегу р. Сим примерно в 200 км к северу от Каповой. Пещера представляет собою карстовое образование, ее общая протяженность более 600 м. В пещере учтено более 50 рисунков, сосредоточенных в Большом зале, Верхнем ходе и самая крупная группа – в Дальнем зале второго этажа, где наиболее выразительные рисунки расположены на потолке. Роспись красной и черной краской, причем более архаичные изображения выполнены черной. Зооморфные изображения: мамонты, лошади, бык, верблюд, змея. Имеются антропоморфные схематические фигуры, личина. Самые многочисленные знаки – пятна, иногда идущие цепочками. Для отдельных фигур можно предполагать сюжетную и композиционную связь. Помимо архаичных рисунков имеются изображения более поздних эпох, включая бронзовый век. В разных частях пещеры обнаружен культурный слой, содержащий более 1300 каменных изделий, кусочки охры, кости животных. Радиоуглеродный анализ угля и костей из культурного слоя показал, что возраст изображений 14 – 12 тысяч лет. Еще два памятника пещерного искусства на Урале – это Серпиевская 2 и Мурадымовская пещеры. Серпиевская 2 протяженностью около 150 м, сохранность рисунков плохая, Мурадымовская – общей протяженностью 100 м, всего 11 антропоморфных фигур, точный возраст которых не установлен.
Наскальные изображения под открытым небом встречаются на западном и восточном склонах Уральских гор от Вишеры на севере до р. Белой на юге. Рисунки выполнялись краской на вертикальных или наклонных плоскостях, по большей части обращенных к реке. Представлены животные и антропоморфные фигуры, различные знаки. Среди животных многочисленны копытные – лоси, олени, косули. Встречаются изображения медведей и медвежьих лап. Среди рисунков птиц преобладают изображения водоплавающих – утки, гуси, лебеди. Антропоморфные персонажи изображались, как правило, в фас с полусогнутыми ногами. Чрезвычайно многообразны геометрические фигуры и знаки.
Одним из самых известных памятников наскального искусства под открытым небом является Писаный камень на р. Вишере. Наблюдается небольшой набор сюжетов и устойчивая повторяемость композиций. Среди изображений – фигуры копытных (лось, олень, косуля) в сочетании с солярным знаком или радугообразной фигурой – «небосводом». Характерно изображение животных, реже людей или водоплавающих птиц, в сочетании с рядами вертикальных штрихов, с решеткой или с сеткой. Известны изображения человеческих личин. Согласно современным взглядам, предпочтительно относить время создания наскального искусства к завершающим фазам каменного века и эпохе бронзы.
Фото: Дэвлет Е.Г., Широков В.Н., Солодейников А.
Материал подготовлен: Дэвлет Е.Г.
Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет
Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru