Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Шишкино

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Окладников А.П., Запорожская В.Д.

Ленские писаницы: Наскальные рисунки у деревни Шишкино

М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 145 с.

Окладников А.П.

Конь и знамя на Ленских писаницах

// Тюркологический сборник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 1. С. 143–154.

Беднарик Р., Дэвлет Е.Г.

Консервация памятников наскального искусства Верхней Лены

// Памятники наскального искусства. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993. С. 7–24.

Окладников А.П.

Петроглифы Верхней Лены

Л.: Наука, 1977. 323 с.

Наскальные рисунки находятся около дер. Шишкино, выше г. Верхоленска. «Есть несколько украшенных фигурами скал на правом, или восточном берегу р. Лены, между г. Верхоленском и дер. Качегой (в разных местах, в особенности одна, называемая писанным камнем, верстах в 36 ниже Верхоленска)», – писал Г.Ф. Миллер. Шишкинские скалы, где находятся писаницы, принадлежат к числу наиболее живописных мест в долине р. Лены. Скалы эти начинаются на расстоянии 1,5–2 км от дер. Кистенево и непрерывной широкой дугой тянутся вниз по Лене вплоть до крайних построек дер. Шишкино. Продолжением Шишкинских скал являются скалистые обнажения у Никольского ручья, в 0,5–1 км ниже дер. Шишкино, вниз по Лене, на том же правом ее берегу. Писаницы расположены здесь по обеим сторонам ручья, на правом и левом мысах, вдоль р. Лены.

Памятник древнего наскального искусства Шишкинская писаница был открыт для науки в начале ХVIII в. одним из руководителей Великих Северных экспедиций Г.Ф. Миллером. По его приказу некоторые рисунки скопировал художник Миллера Люрсениус. Однако, познакомившись с писанными камнями на Лене, Миллер пожалел об усилиях, напрасно затраченных, по его мнению, на зарисовку этих изображений. Позже Ленские скалы, где находятся рисунки, отмеченные Миллером, не раз описывали различные путешественники и писатели, так как здесь находились почитаемые бурятами священные места. Из них, однако, только А. Щекатов упоминает о каменном холме, на котором «природа сделала изображение, подобное человеку». С тех пор рисунки на этих скалах были окончательно забыты и лишь спустя почти два столетия после Миллера открыты вновь.

В 1929 г. при раскопках неолитического могильника у дер. Шишкино было произведено обследование Шишкинских скал и найдены древние изображения. В этом же году начались работы по изучению шишкинских писаниц, когда удалось изготовить эстампажи и зарисовки наиболее интересных рисунков. В 1941 г. Шишкинские скалы подвергнуты детальному изучению Ленской историко-археологической экспедицией Института истории материальной культуры Академии наук СССР и Научно-исследовательского института культуры при СНК ЯАССР, в работах которой на территории Иркутской области принял участие также Иркутский областной музей. В связи с техническими трудностями изучение Шишкинских писаниц было продолжено в 1947 г. вновь организованной Бурят-монгольской археологической экспедицией Института истории материальной культуры Академии наук СССР и научно-исследовательского института культуры и экономики Бурят-Монгольской АССР. Работы, как и прежде, велись при поддержке Института языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР. В 1947 г. удалось полностью обследовать Шишкинские скалы и скопировать на кальку большинство более или менее удовлетворительно сохранившихся и доступных изображений. Одновременно В.Д. Запорожская осуществила фотографирование отдельных участков Шишкинских скал и важнейших изображений. В 1949 и 1950 гг. вышла в свет первым и вторым изданием монография «Прошлое Якутии до присоединения к русскому государству», в которой использовались и изображения из Шишкино. После публикации большей части материалов А.П. Окладниковым в 1959 году, петроглифы приобрели мировую известность. В 1957 г. после длительного перерыва участники Ангарской археологической экспедиции ИИМК АН СССР вновь обследовали наскальные изображения на Шишкинских скалах. В конце ХХ в. писаница была повторно изучена иркутскими археологами Л.В. Мельниковой и В.С. Николаевым. С применением новых научных методик скопировано 1762 изображения на 298 плоскостях скального массива.

Шишкинские скалы, где находятся писаницы, принадлежат к числу наиболее живописных мест в долине р. Лены. Широкой дугой они тянутся вниз по Лене. Сначала они представляют собой низкий, обрывистый уступ сравнительно невысокого и пологого склона, по которому с горы спускается старая дорога из Качуга в Верхоленск. Около шишкинской мельницы они прорезаны узкой и глубокой долиной сухого ручья. Ниже устья ручья высота и крутизна скал резко увеличиваются. Вскоре и весь склон коренного берега на высоту от 80 до 100 м над уровнем реки обрывается скалистыми уступами темно-красного цвета. С противоположного берега Лены весь этот берег представляется в виде сплошной отвесной стены. В действительности эта стена расчленена на ряд отдельных участков – «камней», и, кроме того, в ней отчетливо выделяются горизонтальные ярусы, как бы ступени гигантской лестницы, в виде двух, трех, а иногда даже и четырех последовательных уступов. Скалистая стена, протянувшаяся почти на 3 км, неожиданно заканчивается перед дер. Шишкино. И на всем протяжении Шишкинских скал рассеяны древние наскальные изображения. Местами они разбросаны отдельными группами, местами же концентрируются целыми скоплениями, густо перекрывая друг друга. Здесь представлены разновременные наскальные изображения самой различной техники и стилистики.

Шишкинские скалы сложены красным песчаником верхнекембрийского возраста. Мощные и плотные слои значительной ширины выступают в срезе коренного берега не только в виде колоссальных ступеней-ярусов, но и широкими вертикальными плоскостями, которые непрерывно тянутся часто на протяжении многих метров. Обширные вертикальные плоскости скальных ярусов, особенно верхних, отличаются поразительной гладкостью своей поверхности. Более того, местами она как будто не только специально выровнена, но даже отшлифована, а сверх того еще покрыта блестящей коркой глубокого скального загара. Гладкие отвесные скалы красного песчаника были тем привлекательнее для древнего художника, что такой относительно плотный материал вместе с тем отличается мягкостью и хорошо поддается любой обработке. Его легко можно резать и царапать ножом, а также долбить, тереть и шлифовать обыкновенным камнем. Не удивительно, что все эти способы, в особенности вытирание поверхности скалы камнем, резьба по нему и шлифовка, нашли здесь особенно широкое применение. Ровная, гладкая поверхность Шишкинских скал вполне удобна и для выполнения красочных рисунков. Она легко воспринимает и благодаря своей значительной пористости еще лучше, чем, например, известняк, удерживает красочный слой. Единственный ее недостаток в данном отношении заключается только в том, что на красном фоне песчаника не столь резко, как на белом и желтоватом известняке, выделялась красная краска древних рисунков. Зато красочным рисункам Шишкинских скал присуща густота и насыщенность тона охры-кровавика в различных ее оттенках.

А.П. Окладниковым памятник был условно разделен на камни, которые обычно состоят из нескольких ярусов, а те в свою очередь из плоскостей с изображениями. Некоторые рисунки сильно пострадали от прочерченных по ним позднейших надписей. Часть рисунков вытерта и слегка прошлифована, некоторые рисунки выполнены глубокой резной линией или тончайшими резными штрихами, заметными только при тщательном осмотре всей поверхности рисунка. Имеются вытертые рисунки и оконтуренные глубокой резной линией. Есть рисунки, выполненные красной краской, сильно пострадавшей от выветривания. Местами полосы краски только угадываются по еле заметным следам при смачивании скалы водой.

Самые древние изображения относятся ко времени позднего неолита (IV тыс. до н.э.). Это крупные фигуры животных – оленей, лосей, кабанов. Их сохранилось незначительное число. Следующую группу петроглифов представляют рисунки, посвященные эпохе бронзы (III – начало I тыс. до н.э.). Это изображения байкальских нерп, медведей, лошадей, оленей, лосей, быков, странных мифических животных, лодок, орнамента, хвостатых антропоморфных фигур с лучами над головой. Часть из них окрашена бордовой охрой.

Немногочисленную группу составляют рисунки эпохи раннего железного века (I тыс. до н.э.). Они передают реалистичные образы лосей и оленей. Их отличительной чертой является особая техника выполнения – глубокий протертый желобок.

Преобладают изображения эпохи раннего средневековья (I тыс. н.э.), выполненные в специфичной технике протира (пришлифовки) – лошади, кабаны, лоси, люди в коротких и длинных одеждах.

Группа рисунков относится к первой половине II тыс. н.э. Они выполнены тонкими царапанными линиями и легким протиром и передают образы диких копытных животных, домашних верблюдов, змей, всадников, знаков, жилищ, деревьев.

Позднейшая группа ХVI–ХIХ вв. – различные надписи, изображения соборов и церквей, христианские восьмиконечные кресты.

Прорисовки: Окладников А.П., Запорожская В.Д.

Фото: Дэвлет Е.Г., Миклашевич Е.А.

Материал подготовлен Мухаревой А.Н.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru