Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Томская писаница

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций

Список литературы:

Мартынов А.

Томская писаница

Кемерово: Летопись, 2001. 103 с.

Окладников А.П., Мартынов А.И.

Сокровища Томских писаниц: Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы

М.: Искусство, 1972. 255 с.

Миклашевич Е.А.

К изучению техники нанесения изображений Томской писаницы

// Историко-культурное наследие Кузбасса (актуальные проблемы изучения и охраны памятников археологии). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Вып. III. С. 132–155.

Мартынов А.И.

Лодки – в страну предков

- Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1996. - 36 с.

Мартынова Г.С., Мартынов А.И.

К 265-летию первой публикации Томской писаницы

// Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 5–10.

Мартынов А.И.

Древнейшие сюжеты финно-угорского наскального искусства Западной Сибири

// Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 36–39.

Петроглифы, впервые обследованы с научной целью в 1721  г. Д. Мессершмидтом и Г. Страленбергом и опубликована Г. Страленбергом в Стокгольме в 1703 г.  В разные годы посещали многие исследователи. Полностью скопированы и опубликованы А.П. Окладниковым и А.И. Мартыновым. На правом берегу р. Томи близ впадения в нее р. Писаной у поворота реки, где Писаные скалы далеко выступают вперед. Изображения расположены компактно на обращенных к реке гладких поверхностях скал. У основания скал горизонтальная площадка. Весь комплекс состоит  из семи плоскостей с изображениями, покрытых коркой черного пустынного загара. Сохранилось около 280 изображений. Выбиты, вырезаны, прошлифованы, прочерчены, абрис обозначен глубоким желобком.

Наскальные изображения объединены в композиции или группы. Петроглифы в значительной части фигуративные, абстрактные редки. Преобладают зооморфные сюжеты: в подавляющем большинстве это лоси, олени, медведи, лань, собаки. Орнитоморфные единичны: сова, журавль, утки. Антропоморфные фигуры полные и личины-маски. Отдельные изображения лодок, солярных символом, охотничьих загонов, окружностей и концентрических окружностей с углублениями в центре, круги с радиально расходящимися линиями, овалы с внутренней штриховкой, знак в виде циркуля и др. У лосей короткое массивное туловище, мощная передняя часть и узкий сухой круп. Отдельные элементы модерированы: выделено утолщение нависающей верхней губы, расщелина рта и миндалевидный глаз, на шее обозначена “серьга”. Ноги тонкие длинные иногда с раздвоенными копытами раскинуты в беге, причем часто задняя заходит за переднюю. Обычно голова животного выбивалась сплошь, а туловище по контуру. Глаза не выбивались, а обозначались сохраненной скальной коркой. Фигуры контурные и силуэтные, часто эти два приема сочетаются в одном изображении. У некоторых животных шею и грудь покрывают поперечные линии-”ребра”, реже штриховка. Бывает обозначена аорта и сердце зверя. Это так называемый скелетный стиль. Фигуры животных в значительной части чрезвычайно динамичны. Стремясь передать движение, древний мастер расположил их на скале  не горизонтально, а по наклонной, как бы приподняв переднюю часть туловища. Создается иллюзия того, что животные бегут слева направо и поднимаются по скалам вверх. Наблюдается попытка отойти от традиционной манеры и показать лося, оглядывающимся в беге. Фигура получилась неуклюжей и уродливой. Выразительная фигура умирающего лося с торчащим из спины дротиком. Животное присело на задние ноги, голова запрокинута вверх, рот разинут: так древний мастер пытался передать предсмертный рев животного.

С большим художественным мастерством изображены птицы: сова, журавль, утки. Оперение совы, представленной в фас, передано в виде мелких треугольных выбоин. Журавль изображен в профиль. У него длинный тонкий нос, чуть согнутые в коленях ноги, изогнутая шея, волнистая линия спины, передающая оперение. Одна из уток представлена в момент взлета, у нее вытянутая шея, приподнятое туловище и вскинутые крылья.

Антропоморфные фигуры в количестве более 60 в большинстве своем выбиты в фас, некоторые профильные. Изображают людей и антропоморфные существа, сочетающие черты людей и животных. Часто эти антропоморфные существа наделены какими-нибудь звериными чертами, бывают выполнены подчеркнуто небрежно. Выделяется фигура лыжника, в одной руке у него палка, в другой круг, ноги расставлены, пятки приподняты. Фигура динамична и полна экспрессии. Выразительны резные фаллические профильные фигурки человечков с птичьими клювами, полусогнутыми ногами со шпорами, согнутыми в локтях руками с трехпалой   птичьей лапой. Встречаются антропоморфные фигуры в виде буквы “Ф” и др. Антропоморфные личины сердцевидных очертаний. Обозначены глаза и рот.

Основная группа древних изображений расположена в верхней части скалы. Верхний карниз был композиционным центром всего святилища. Представлены сцены охоты, в ней участвует собака. Большая группа изображений посвящена сценам размножения животных, иногда в этом акте участвует и антропоморфное существо. Уникальная сцена оплодотворения лосиной самки человечком с колотушкой в руке. Личины связаны с культом предков. Видимо культам предков, плодородия были посвящены ритуалы, совершавшиеся на площадке у подножия скалы с петроглифами.

Образы животных отличаются точностью изображения, передают наиболее важные. существенные признаки. Фигуры натуралистичны, хотя и подчинены строгим стилистическим канонам. Предельно точно переданы пропорции и особенности тела животных, древний художник приближается к передаче внутреннего состояния зверя. С течением времени фигуры становятся все более условными, утрачивают индивидуальный характер, на смену реалистическому приходит абстрактно-схематический стиль, характеризующийся лаконичностью форм, предельной четкостью рисунка. В плоскостном рисунке прослеживается еле уловимая объемность, достигавшаяся путем намеренного углубления тех частей контура, которые надо было показать более выпукло, или специального расширения контурной линии там. где надо было подчеркнуть массивность фигуры. Моделировка отдельных элементов приобретает универсальный харктер. Древний художник умел передать не только облик животного, но и движение, настроение, состояние настороженности или отчаяния зверя, пораженного охотником.

Ныне здесь организован музей-заповедник “Томская писаница”, в котором в августе 1995 г. открыт первый в России Музей петроглифов Азии.

Датировка: от эпохи неолита — бронзы до раннего железного века.

Фото: Миклашевич Е.А., Кочанович А.В.

Материал подготовлен: Дэвлет Е.Г.

 

 




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru